Встреча с Сергеем Соловьёвым в Ясной Поляне. 2Асса2
Я хотела бы вам, уважаемые мои собеседники, рассказать о недавнем культурном мероприятии, на которое я попала.
Увидев в группе ВКонтакте приглашение на встречу с режиссером Сергеем Соловьевым, я сразу кликнула "точно пойду". Шутка ли - увидеть и послушать такого известного человека. В 2010 году он привозил в Ясную Поляну на Международный арт-фестиваль "Сад гениев" фильм "Анна Каренина". Сейчас, в рамках цикла встреч с известными российскими кинорежиссёрами в яснополянском ДК, он привез последний свой фильм "2Асса2".
Признаюсь, первый фильм "Асса", вышедший чуть более 20 лет назад, я так полностью и не посмотрела, посчитала, что это не мое кино. Оно было для молодых, и хотя и я сама была тогда из них, не трогала меня такая стилистика, те песни, не нравились толпы кричащего народа на шумных выступлениях рок-групп.
Был у меня в этот день и этакий мелкий интерес к этой встрече - хотелось увидеть Дом культуры в Ясной Поляне, в котором я никогда не была. Знала, что он ремонтировался, и меня разбирало любопытство: хотелось увидеть и оценить ДК снаружи и внутри. И ещё небольшой штрих: с самого детства у меня неравнодушное отношение к домам-дворцам культуры ( я ходила в танцевальный кружок, в библиотеку - они находились в городских ДК). Яснополянский порадовал - строгое аккуратное здание. Внутри всё скромно и достойно. Небольшой зал с удобным расположением мягких кресел, сцена с белым экраном.
Почему-то ожидала совсем молодую публику (группа ВКонтакте, "Асса" - шумливый молодежный фильм), а она была разных возрастов, и непростая - чувствовалась некая культурная планка. Многие были знакомы, приветствовали друг друга. Были и другие. Когда я поднялась посмотреть второй этаж, там стояли и смотрели в окно на деревенские дома молодые люди. Какая-то дамочка капризно произнесла: "Убожество!" Стало насмешливо-гадливо: из каких райских кущей она приехала сюда, эта неубогая?
А вот Сергей Соловьев прекрасно сказал о Ясной Поляне. Ранее мне советовали не смотреть невесело на нашу действительность, но и Соловьев, повидавший и объездивший немало, не говорил медовых речей о России. Он сказал: Россия как-то размывается среди международных дел, событий. Чувство России остается только в таких местах как Ясная Поляна. Здесь тишина и покой, здесь духовность.
- Ясная Поляна для меня не прообраз прошлого, а прообраз будущего, - сказал он, - если у нас хватит сил быть людьми, а не зомбированными уродами, то постепенно облик России будет склоняться к облику Ясной Поляны, - и поблагодарил всех, кто сохраняет её.
На снимке: с Владимиром Толстым.
Вспоминая первый фильм "Асса", сказал, что в конце его в массовке участвовало 10 тысяч человек, и он уверен, что ни один из них, ни один, когда кричали "Перемен! Требуют наши сердца!" не думал, что перемены будут вот такие, какие имеем сейчас. "Вторая "Асса" стала поводом рассчитаться со своими долгами".
Рассказал, что "Асса2" и "Анна Каренина" являются дилогией. Представляете? Анна Каренина и рядом все атрибуты современной жизни: бандиты, власть денег, убийства, тюрьма. Но Соловьев придумал сюжетный ход для такого соединения. И была ещё мысль, которая занимала его: когда появляется ощущение совести, то получается трагическая развязка в жизни. Много, много там всяких нюансов: почти документальных, фантастических, гротескных, поэтических, громких, смешных, жестоких, страшных. А как хорош был Цой в финале первого фильма! Не увлекалась им раньше, а тут смотрю: на большом экране тонкий нервный мальчик с невообразимой энергетикой, которую никогда не понять, никогда не прочувствовать. Струна натянутая настолько, что сейчас разорвется, не выдержит напряжения - Цой был неземным.
Поближе посмотрела на Башмета и Шнурова. Один интеллигентен, со странно-красивым нерусским лицом в обрамлении длинных черных волос, другой - как босяк, а вот поди же ты, как они увлеченно музицировали вместе, как это смотрелось весело, на одном дыхании, как захватывало! Ни Башмет, ни Шнуров не брали денег за участие в фильме. Сильно и талантливо поющая Катя Волкова, безукоризненной внешности Олеся Судзиловская, маленькие роли Светланы Тормаховой и Натальи Колякановой, придурковатый Баширов - ново всё, как впервые вижу. Соскучилась по большому кино.
Что ещё запомнилось. Как сказал Соловьев, кино бывает трех типов: для развлечений, для заработка и третий тип кино -"человеческий собеседник".
- Я хотел бы остаться собеседником, снимая эту картину, - сказал он и вспомнил Лермонтова, - "Наедине с тобою, брат, хотел бы я побыть". Хотел и я, снимая фильм, представить такого брата перед собой.
Переживал за прокат. "Все напрягались, - говорил Соловьев, - что фильм будет непонятен многим". Но просмотры были совсем неплохими. В Англии показал - нормально. Эльдар Рязанов попросил фильм на неделю для своего центра и показывал его пять месяцев.
Знаю, что есть и восторженные зрители, и зрители непринявшие фильм. Я - между ними. Сложно мне судить о нем, для меня такой жанр очень непривычен, но что посмотрела - нисколько не пожалела. Каждый режиссер, тем более высокого уровня, уникален в своих взглядах, и фильм - это его выстраданные мечты и мысли, разговор наедине. В очереди в гардероб одна немолодая женщина говорила другой: дома не стала бы смотреть, а здесь вроде и интересно показалось.
Хороший был вечер в маленьком Доме культуры. Хорошее было времяпровождение - за слушаньем режиссера, снявшего кино, за просмотром самого кино, когда по-настоящему зрелищно, крупноэкранно, когда рядом в зале зрители. Вспомнила, какое замечательное чувство - смотреть кино на большом экране.
Группа "Аквариум". Песня из фильма. "Город золотой"
А вы давно были в кинотеатре?
.
Комментариев 22