Как нам выбраться из "Страны Оз"?
Недавняя борьба с ненормативной лексикой вызвала яростные сопротивления некоторых киношников и писателей. Деятели культуры специально употребляли нецензурное в своих заметках в фейсбуке: получите на ваш запрет. Татьяна Толстая, Авдотья Смирнова - подписана на умных женщин - частенько не могут без крепкого словца высказаться, а бывает, и прекрасно обходятся без них. Отнесла - пришлось удивиться - к этой группе и недавно открытую интересную критикессу (любимое слово для женщин-критиков). Но они этими словами не провоцируют, чуть всплеск и мысль пошла дальше - и за особенность текстов всё им прощу. В противоположность дамам, многие мужчины - критики, писатели, артисты - пишут заметки всегда пристойно. Не могу не отметить Ефима Шифрина - блестящего виртуоза слова, мысли в слова он облекает столь неподражаемо, что в каждой его заметке обязательно найдется комментатор, восхищенный писательским даром артиста.
Не по хорошему всколыхнул меня недавно просмотренный фильм. На днях в Ясную Поляну приезжал режиссер Василий Сигарев. Вместе с актрисой Яной Трояновой он представлял свой фильм "Страна Оз". Было предупреждение о ненормативной лексике в фильме. К небольшому ее количеству обычно бываешь готов – окружающая жизнь предоставляет массу примеров, но тут мата присутствовало избыточно - просто через край! Сигарева спросили потом: разве проиграл бы фильм, если столько выражений не было бы? Оказывается, сценарий, и следовательно, данные слова, были в тексте другого автора, и он, режиссер, отнесся "бережно" к чужому тексту и своего только немного прибавил.
Фильм показывает непривлекательную нашу действительность. Девушка из посёлка Малые Ляли приехала в большой город Екатеринбург. Ее путь на работу в продуктовый ларек оказался полон встреч с наркоманами, алкоголиками, любителями приключений в отсутствии жены, наглухо отмороженными сыночками доброй и терпеливой мамаши. Одного дня девушке становится достаточно, чтобы захотеть вернуться в тишину родного посёлка. Конечно, все эти персонажи встречаются нам, конечно, они нам знакомы, но когда этого добра чересчур, когда в диалогах избыток словесной шелухи, так не хочется думать, что и тебя ненароком опускают ниже плинтуса.
Обычно я с пониманием отношусь к работам молодых режиссеров, тех из них, кто показывает нам , как плохо мы живем и какие мы дикие. Я сочувствовала Звягинцеву, когда были нападки на его "Левиафана", сочувствовала Борису Хлебникову – в Ясной мы смотрели "Свободное плавание", фильм с тягуче-спокойным настроением, тоже о повседневной жизни в тьмутаракани - понравился, кстати. Переживала события фильма "Дурак" Юрия Быкова. Думаю, режиссеры таким образом болеют за наше незавидное существование. Повести за собой к лучшему не могут, но и остаться в стороне - тоже, и я это уважаю.
Несколько лет назад мне чрезвычайно сильно нравился фильм Кирилла Серебренникова "Юрьев день". Несчастье открывало в женщине ее истинную суть; грязный быт, пришедший на смену богатой жизни, не смог сломить ее; более того, душа ее, певицы в прошлом, приходила к новой красоте пения, и это возвышало. Какое-то время не слушала нападки на Серебренникова, он был для меня выше всех подозрений. Но когда прочитала о его новом спектакле в Гоголь-центре, где артисты выходили на сцену без одежды, и это было везде обсуждаемом модным писком, омерзение пришло такой силы, что подписку на режиссера в фейсбуке удалила. Кому не нравится символика в виде голых тел, тот обладатель лжеморали – встретился в сети такой отзыв о спектакле. Ну вот, получается, моя мораль со приставкой лже-.
Идет такая тенденция в кино и литературе: отображать жизнь с некрасивыми и недостойными ее моментами, зато именуемыми словом "правда". Нас не поднимают, не воспитывают, а только лишь "бросают густую тень на нашего обывателя" - всего-то... Не избежала особенности и "Маленькая жизнь" Янагихары. Если говорить в общем, то в книге - отображение детских травм в последующей жизни, и с этой темой, безусловно, стоит считаться. А если брать частные случаи, то не люблю набравшую обороты тему гомосексуальности, и особенно, требование толерантно относиться ко всяким выходкам представителей этого явления.
Встретила у любимой критикессы выражение "возлюбленная свобода". Раньше сколько претензий было к цензуре, скольким художникам она не давала ходу, возможности выразить себя! Свободу дали и начали желающие отрываться без удержу! И что? Не проходит ощущение, что показ дерьма смакуют, показывают неприглядную подноготную всего хорошего, а самого хорошего надо днем с огнем искать. Лично я давно за цензуру. Не жёсткую, естественно, но всё же цензуру. Свобода тоже имеет обратную сторону.
А где же душе взлететь, а где же ей увидеть иное, чем окружающая грязь? Агрессии и так много в обществе, давайте множить ее? Правду надо эстетизировать, укрывать гуманистическими драпировками , смягчать прекрасными лицами, - пишет совсем на другую тему, но совершенно подходяще к этой, петербургский критик Татьяна Москвина.
Не так давно была прочитана книга Елены Радецкой "Нет имени тебе". Редкие нецензурные выражения абсолютно не закрыли суть романа: великую силу любви, любви сквозь время. Можно же писать так! Изображать в кино так! Неужели лучше показать какое ты животное? Правдоподобие не всегда уместно. Герои, - матершинники и отморозки, - зачем, для чего в таком изобилии они нам нужны? Уважаемые молодые режиссеры, сделайте для нас доброе кино!
Комментариев 24