Критик критику рознь. Люблю читать Татьяну Москвину
Когда читаю книгу или смотрю фильм, то частенько ищу и рецензии к данному произведению. Интересно, совпадут ли мои мнения с мнением других, и что эти другие вообще думают. Бывало так: читаешь просто обсуждение, например, фильма, да ещё слабенького, и так обхохочешься на удивительно яркие, остроумные высмеивания, точные попадания в смешные нестыковки или откровенную глупость сценариста, постановщика.
Никогда прежде не предполагала, что когда-то, кроме книг, будет мне интересно читать и критические статьи, что буду даже делать предпочтения, делать выбор между критиками.
Однажды, прочитав повесть А. Архангельского и написав свой скромненький отзыв, заинтересовалась, что же пишут критики настоящие, что важного в повести отмечают они. За одну статью поблагодарил критика сам автор. Имя критика было знакомым, и я перешла по ссылке, предвкушая радость от умных заметок, что понравились самому писателю. Статья показалась настолько трудной, что рядовой читатель, прочитав, уверена, не получил бы никаких ясных представлений: что за выводы надо сделать из длинных замысловатых и витиевато изложенных мыслительных операций критика? Дочитать не смогла – не поняла ничего. С тех пор стала разделять критику на понятную: для обывателя, простого книголюба-читателя, и на сложную, запредельно-умную, рассчитанную не иначе, как только на специалистов.
На самом деле, конечно же, не настолько я увлечена критикой – что попадётся, то прочту, не встречу никакого анализа – тоже не беда. Но статьи театрального и кинокритика, публициста Татьяны Москвиной прочту обязательно! Ее имя впервые встретила в романе-биографии актрисы Елены Кореневой. Елена рассказывает, как она летела куда-то, и ей предложили скрасить время полёта сборником статей критика из Петербурга Москвиной – "вся Москва это читает". Я запомнила имя и при случае купила книжку Москвиной. Называлась она "Похвала простому шоколаду". С тех пор прочитала много статей Татьяны Владимировны, купила несколько сборников ее эссе, повести.
У Татьяны Москвиной не просто статьи об артистах, режиссерах, о спектаклях, кинофильмах, - она легко увязывает предмет своего рассказа с жизнью, делает собственные, отличные от многих прочих, выводы. Не летает в высоких облаках литературоведения и кинознаний, а рассуждает ясно и понятно, что очень привлекательно для дилетантов вроде меня. Но не следует думать, что Москвина совсем простая: у неё глубокие знания, прекрасный литературный язык, она умная и смелая. Не поддаётся ничьим взглядам и никаким модным играм и веяниям.
Не так давно кипели страсти по поводу закрытия оперы "Тангейзер" в Новосибирске, и множество самых именитых представителей театра и кино стали защищать "преследуемого" режиссера: лишают свободы выбора! Режиссер, как многие современные деятели, "привнес" в классическое произведение собственный взгляд, да ещё о Спасителе. "Обидно за талантливых людей искусства, которые действительно много трудятся – и не получают достойной их труда доли общественного внимания, тогда как пустые бочки гремят вовсю... Я настоящий просвещённый зритель, которого и должен держать в голове всякий вменяемый директор театра. И я скажу тогда твёрдо и определённо – "отвяжитесь от меня со своими тангейзерами". Со своими дешёвыми воплями о свободе искусства, митингами про руки прочь и прочим трезвоном", - пишет в своей колонке в "Аргументах недели" Москвина. Самым жутким образом раскритиковала она недавний фильм, что смотрела я в Ясной Поляне, - "Страну Оз". В другой же раз Москвина поддержит многими осуждаемым режиссера "Солнечного удара", и удивительные слова найдёт для юбиляров, отметит в них самое уникальное, самое достойное, и понимаешь: человек этот - редкий бриллиант.
В последней книге "Жизнь советской девушки" Москвина рассказывает о своих бабушках-дедушках, родителях, о детстве, школьных годах, студенчестве, о том, как она росла, какие мысли ее занимали, какие книги и каких писателей выбирала (чем меня поразила напрочь - с детства и до сих пор любит Достоевского!), какие спектакли воспитали ее. Столько мелочей быта вспоминает, столько точных наблюдений, честных воспоминаний, нигде не приукрашивает себя… Я и сама попыталась вспомнить что-либо из ранних своих детских лет, из событий школьного возраста – получилось негусто. Но очень благодарна Москвиной за этот порыв. Мелочи нашей жизни - переживания в маленьком возрасте, открытия, запахи, детские игры, обиды, природа вокруг, первые книги, первые друзья, наблюдения за близкими - с годами уходят, забываются. А ведь так интересно - откуда мы, что нас создавало?
Из Увертюры к "Жизни советской девушки":
"Я буду рассказывать о своей жизни, а это вызывает аппетит у многих. Я сама с наслаждением читала жизнеописания людей, с которыми не имела ничего общего ни по полу, ни по возрасту, ни по судьбе - но чем дальше от себя, тем даже лучше, своё-то мы и так знаем.
Пусть ко мне на огонёк приходят самые разные люди, пожалуйста. Я говорю лишь о внутреннем послании, о письме "неведомой подруге" или ученице, которую никогда, наверное, не встречу в реальности, - это я сама восемнадцати лет, возродившаяся вновь, сейчас, в этом мире.
... Я расскажу, как долго и трудно я шла к самой себе. И ещё неизвестно, пришла ли. Из моей нелепой жизни нельзя вывести никакого урока, но что-то понять из неё - мне кажется - можно".
На этой фотографии даже не все мои книги Москвиной. Что мне ещё сказать? Вот нравятся мне ее мысли и, согласна с ней или нет, в любом случае - вышла ли в свет новая книга или прошла премьера фильма - мне бывает интересно: что же скажет по этому поводу Москвина?
Читаете ли вы критические статьи?
Комментариев 25