Танец Дели
В очередной раз побывала в Доме культуры Ясной Поляны. После просмотра "Географа..." прошло немного времени и я снова смотрю кино.
Иван Вырыпаев, "Танец Дели".
Сюжет незамысловат. Девушка, увидев когда-то на бедном грязном базаре в Дели страдания и боль, придумала танец, в движениях которого выплеснула обуревавшие её чувства. Все, кто видели танец, только и вспоминают, какой он необыкновенный. Боль породила красоту. У девушки умирает мать. В это же время в больнице она ждёт своего возлюбленного. Все разговоры фильма - о любви, о танце, о смерти.
Сам же фильм сложный, хотя внешне чрезвычайно прост и даже откровенно скучен. Представьте, в нескольких историях, на которые разделён фильм, только один фон действий-разговоров: стена с белой кафельной больничной плиткой, и только одно место расположения героев - скамейка возле этой стены. Их, героев, всего пятеро, плюс уборщица – роль без слов.
Нарочито театрализованная игра. Актёры как бы за ролью, не внутри неё. Говорят странными фразами, фразы повторяются как клише, причём - то звучат из уст одного героя, то - из уст другого. Если не попытаться вдуматься, то легко появляется желание встать и уйти, - таким кажется всё непонятным, нелепым, не от мира сего…
Но имя режиссёра Ивана Вырыпаева заставляло сидеть, смотреть и пробовать понять, что же он хотел сказать , что донести до нас? Да и привычки такой - встать и уйти - нет.
Иван Вырыпаев окончил Иркутское театральное училище. Сейчас он драматург, режиссёр, художественный руководитель московского театра "Практика". Его пьесы успешно ставятся у нас в стране и заграницей.
Общие мысли о том, что мне думалось при просмотре и от рассказов Вырыпаева.
Мы не знаем, что с нами будет завтра. Смерть – часть жизни. Если кто-то умирает, то не обязательно все его близкие будут скорбеть и плакать, кто-то может остаться глухим к этой страшной драме. Можно понять разумом, но не прочувствовать. И это тоже нормально, как и то, если бы все-все плакали и говорили только о горе.
Плохое и хорошее идут рядом. Скорбь и веселье, счастье любви и горечь ухода – они идут рядом. В нас уживается разное. Если девушка влюблена, то она может неглубоко воспринять смерть матери (это из фильма).
Мы можем сказать "Освенцим" и не содрогнуться. Можем знать об ужасах скотобойни и рассуждать красиво о театре. Присваиваем понятия, не проживая их. Насколько честно и глубоко мы проживаем жизнь, насколько сострадательны? Чтобы по-настоящему участвовать в мире, не надо думать, что есть такой отдельный "я" и весь мир меня окружает. Мир – это ТЫ. Там, в мире, и дети в Освенциме, и скотобойни, и радость, и полёт души, и красота и любовь. Я – это и мир, и судьба. Всё - во мне. Я – не отдельно от мира.
И если ты ощущаешь, что твоя жизнь для чего-то предназначена, если ты на Пути, то и другого человека ты не будешь переиначивать: другой тоже может быть в Пути…
Мы хотим что-то выделить из окружающего мира: хорошее, доброе, светлое. Хотим следовать этому. Но рядом существует плохое, грязное, грубое. Рядом страдание, боль, и они тоже есть жизнь. Всё связано.
Наш внутренний подход к чему-либо может меняться, наше восприятие меняется. У каждого свой собственный танец в жизни. Лучше плохо прожить свою жизнь, чем хорошо чужую. Будем честными.
Вырыпаев произвёл на меня самое хорошее впечатление. Фильм сложный, непривычный, не знала, как отнестись к нему, а режиссёр понравился сразу. Чувствовалась в нём своя философия, продуманная, принятая. Спокойный тихий человек, он говорил мягко и терпеливо, стараясь донести до нас, собравшихся в небольшом зале деревенского Дома культуры, свои мысли. А нам что-то нравилось, что-то – нет. Один зритель остался раздражённым:
- Почему актёры так говорят? Молотят свой текст, не проживая роль. Молотят и молотят!
Другие недовольно зашумели. По-моему, они сочувствовали Ивану. Он же спокойно ответил:
- Без актёра вы не испытаете эмоций. Здесь такая условность. Здесь метафора, аллегория.
Кто-то спросил его:
- Вы вегетарианец? - Иван выглядит очень стройным.
- Да, но я ем рыбу.
С его взглядами на жизнь это было естественным. Но я посмотрела на Ивана с ещё бОльшим уважением.
Цитаты из фильма. Понимаю, что заумно, но таков был момент моей истории.
Сострадание – вот мерило честности и подлинного понимания вещей. Тот, кто сострадает, тот не ходит на митинги. Тот, кто по настоящему сострадает, тот не пишет статьи о театре, а занят исполнением своей роли.
Чтобы обрести мир, надо сначала потерять его!
В чем истинное преимущество танца над всеми – в молчании. В начале было молчание, и молчание было у Бога, и молчание было Бог.
Ты думаешь есть две чаши весов. А на самом деле у этих весов только одна чаша. Есть одна чаша и на ней ничего не взвешивают. Из этой чаши пьют. Пьют свою жизнь, каждый свою жизнь, и не нужно превращать Святой Грааль в продуктовые весы.
Были у меня и раньше просмотры фильмов непонятных, когда приходилось напрягаться и додумывать, что там к чему. Например, необычные фильмы есть у Ренаты Литвиновой. Вспомнила, как сложно было мне раньше смотреть "Зеркало" Андрея Тарковского. Но послевкусие от странных историй оставалось, и настроение оставалось. Вот всё же не знаю: советовать смотреть такое кино или нет? Во всяком случае, предупреждаю: "Танец Дели" смотрится непросто, он на любителя. И есть совсем не единичные зрители, кто назвали фильм гениальным.
Случалось ли вам смотреть непривычно снятое кино, которое не для широкой публики? Хватало ли у вас терпения досмотреть?
В ближайшую субботу ждём Станислава Говорухина с фильмом "Weekend".
Фотографии Елены Карнаушкиной, посетительницы просмотров в Доме культуры. Спасибо, Лена!
Комментариев 15