И остался один кот...
В последнее время часто получается читать рассказы. Так, открыла для себя Татьяну Толстую и до сих пор заглядываю в любой из четырех ее последних сборников. В момент прочитала новую книгу Марины Степновой "Где-то под Гроссето" - тоже рассказы. В конце февраля в яснополянский Дом культуры с презентацией своей последней книги приезжал Захар Прилепин. Ничего у него не читала, но как не съездить, не послушать. Спасибо работникам Музея-усадьбы - устраивают нам интереснейшие встречи! В этот сезон приезжали в Ясную молодые режиссеры кино Юрий Быков, Борис Хлебников, Михаил Сегал. Из старшего поколения - Владимир Хотиненко с поучительным фильмом "Наследники". И вот - писатель.
Критики утверждают, что написать рассказ даже труднее, чем большое произведение. В 2014 году вышел большой роман Прилепина "Обитель". Всем было интересно, что же он теперь напишет? Книга ожидалась. Сборник рассказов "Семь жизней" продавался в фойе Дома культуры.
По неграмотности сначала представляла, что Прилепин сродни модному Пелевину, что пишет нечто оторванное от реалий, полуфантастическое. Заглянула в интернет - всё другое, но опять не легче: служил в ОМОНе, был в Чечне и Донбассе, отпугнула политическая деятельность. О чем он может писать - о тяжелом, страшном? Об этом не хочу читать.
Потом посмотрела, послушала Захара Прилепина - как энергии получила!
Что понравилось в человеке Прилепине? Сам он Евгений, но как частенько писатели называют себя в публикациях другими именами, однажды назвался именем своих предков - Захаром, так оно и пошло.... Родился в деревне Рязанской области, живёт под Нижним Новгородом. Говорит спокойно, веско, без остановки, слов не подбирает, знает что сказать. Говорит на любые темы: о политике, любимой литературе, о семье, о России... Очень ориентирован на семью. Четверо детей. "Когда у меня нет дел, я всегда с детьми". В семье не любят смотреть телевизор, в доме культ книги. Днем и на ночь маленьким обязательно читается книга. Любит поэзию, а сейчас для меня это своеобразное мерило особенности человека.
Из беседы любимого критика Татьяны Москвиной с Прилепиным:
"Поэзия – один из важнейших способов сохранения национального мифа, до тех пор, пока люди помнят поэтические строчки, существуют народ и нация. Как только народ забывает свою мифологию, свою «Песнь о Нибелунгах», своё «Я помню чудное мгновенье», он перестаёт быть народом и нацией. Потому я дико болезненно воспринимаю некоторую потерю, мягко говоря, интереса к поэзии. Когда я подхожу к поэтическим полкам в наших магазинах, а там стоит сплошная джигурда, я плачу горючими слезами".
Прочитала "Семь жизней" в два дня. Как писатель - тоже понравился! Перефразирую его вступительные слова к книге. Жизнь - это множество тропок. Мы идём по одной из них, а что было бы, если вдруг пришлось свернуть на другую? Продолжилась бы ТА жизнь или пошла бы уже другая? В пути столько дорожек... Они наслаиваются, путаются... Как выбрать свою? Обычное течение жизни незаметного героя в рассказе "Петров" сначала расслабляет. Коты, что меняются у него в доме, смешат: гадят Петрову везде, где только можно, только не там, где положено. И именно кот, сколько раз ругаемый, остаётся с Петровым в жестокий час его одиночества.
Впечатлил рассказ о кладбищах. Непозитивная тема? Да. Но так умно и внимательно замечены писателем оказались точные интонации её!
"Иногда мне кажется, что у человека, помимо привычных стен и крыши, должен быть какой-то незримый дом здесь. Немного выше земли, но ещё не на небе.
Там живет твоя судьба - в которой отразился весь ты сразу: прошлый и будущий, задуманный и свершившийся...
В песочнице возле крыльца копошится твой будущий ребёнок; заскучал уже. Иногда он перестаёт играть и долго , недетским взглядом куда-то смотрит.
Может быть, в сторону кладбища - куда являются те, кого он не встретит".
И идут рассказы о встреченных и уже ушедших, о памятных сердцу, не забытых. Они же всегда с нами, не так ли? Близкие и малознакомые, бог знает почему оставшиеся в памяти, с мелкими деталями разговора, ушедшие в себя, пьющие... Каждому из нас это ведомо, у каждого есть в памяти свои друзья и шапочные знакомые - своё мысленное кладбище. И твой пока неродившийся ребенок никогда не встретится с тем, кого ты уже похоронил...
Рассказ "Зима". Путешествие в зимнюю Италию, единение с природой настолько меняют героя, что всё прежнее, любимое, бесценное, вдруг видится по-новому - искусственным и ненужным. И следует естественный для него, немилосердный, шаг к свободе. "Ближний, дальний, ближний" - по-моему, это рассказ писателя о его семье. Идиллия, путешествие, наблюдения, волнение отца семейства и матери о своеобразии малышки, вынужденная ночная поездка в машине, животный страх за жизнь - и внезапный счастливый исход всех волнений. Кстати, финалы рассказов получаются неожиданными, оттого интересными - как и наша жизнь, что порою делает мудрёные, такие непредсказуемые зигзаги.
Прилепин понравился! Не утверждает, наблюдает, думает, любит. Талантливый, самостоятельный. Конечно, он яркий пример литературы мужской, с типичными размышлениями сильной половины человечества, но понравился консервативностью, любовью к слову, ко всему русскому.
Встреча длилась дольше, чем предполагалось. Один рассказ писатель прочитал нам сам. После беседы терпеливо подписывал книги, фотографировался со всеми желающими. Снимок мой ужасного качества, с телефона. И всё же:

Почитайте Прилепина. Познакомиться стоит. Я не пожалела.

Комментариев 22