Воспоминания о школе (продолжение)

О счастливом детстве, о первых школьных годах - начало  воспоминаний.

 ...Но нельзя думать, что мы только и знали, что коллективно отдыхали и трудились. Как и в каждом детском коллективе образовывались свои группы, свои сообщества: спортсмены; увлечённые музыкой, танцами, книгами, а также  - противоположным полом. Кто в библиотеку, кто  на соревнования, а кто – на свидание, на танцы в Дом культуры. 

Если день рождения отмечался у кого-либо дома, то обязательно танцевали шейк, твист, чарльстон.  Делать начёсы не разрешали, но за пределами школы мы рвали волосы на себе изо всех сил. Одним словом, Бабетта идёт на войну!


Подруги.

Моя подруга ещё с детского сада (ныне покойная) Лидочка училась с 5 лет в музыкальной школе. Она готовилась к музыкальной карьере (и осуществила эту мечту), увлекла меня миром музыки. Мы любили собираться у неё дома, слушать её игру на фортепиано. С нами была ещё и другая моя детсадовская подруга Люся. Так втроём, учась, причём, в разных классах, мы и прошли вместе всю жизнь от детсада до детей, внуков, кладбищ.
 
Но тогда, в 60-е, мы были девчонками мечтательными, стремились быть духовно богатыми. Лидочка играла, я читала стихи. Мы пробовали сочинять песни на стихи из журнала "Юность". Люся, будучи математиком, слушала нас, критиковала или одобряла.
 
Естественно, были свечи, были гадания, наивные рассуждения о любви. Эти вечера были для нас очень важны и тогда, и сейчас.   В те годы они формировали нас, подталкивая к самообразованию, к расширению кругозора. А сейчас они сжимают сердце тоской и удивляют своей чистотой и глубиной содержания. Нам никто ничего не навязывал, мы были сами по себе. Гёте, Шиллер, Шекспир, любовная лирика Пушкина, Лермонтова, Некрасова – всё это нами отбиралось без каких-либо учителей-наставников

Походы в библиотеку были еженедельными и копаться в книгах было действительно любимым занятием. 


Учителя.

Перечисляю, перебираю события своей школьной жизни и с удивлением отмечаю, что почти ничего не могу сказать об учителях. Какая-то смазанная картина с невыразительными штрихами. Помню одноклассников, многое, что связано с тем или иным из них, а вот об учителях много сказать не получается, хотя за всеми нашими делами, конечно, стояли учителя. Почему память стёрла их? Одна из причин, наверное, ординарность, невыразительность личности наставников.

Классная наша была учителем, прекрасно знала и биологию и химию. Мы любили её уроки, хорошо разбирались в предмете. Она была ровна, одинаково ко всем добра. Интересовалась нашими успехами, сочувствовала нашим бедам, помогала в отношениях с другими учителями. Перечень добродетелей можно ещё продолжать. Но чего-то всё-таки в ней не хватало. Искренности что ли или открытости? Не пойму до сих пор.
 
Русский и литературу преподавала маленькая строгая женщина. У неё была прекрасная дикция, а ещё она умела красиво одеваться…  Платья шила сама.  Выглядела всегда элегантно, подтянуто.  И это несмотря на мужа-инвалида и маленького ребёнка. Как ей удавалось это – до сих пор для меня загадка, хотя сама,  пройдя через горнило учительского труда, понимаю, как поверхностны были наши знания, особенно по литературе, поскольку нам излагались некие "выжимки" из пожелтевших от времени листочков, видимо, лекций  и конспектов давнишних времён.

Но я благодарна ей за воспитание в нас аккуратности, ответственности и дисциплины. Ей удалось привить нам любовь к правильной литературной  речи. Она требовала чёткого, логического пересказа, соблюдения норм орфоэпии.  Мы даже одно время выпускали  плакаты "Говори правильно!" и запомнили на всю жизнь, что  надо говорить  звонИт, досУг, квартАл, договОр, клади (а не ложи!), срЕдства, диспансЕр и т.д.  Удивляюсь, кто учит нынешних журналистов, корреспондентов, ведущих многочисленные ток-шоу? Из каких сточных канав безграмотности, бескультурья всплыли в нашей речи шинЭль, пионЭр, облЕгчить, стОляр, выборА и т.п.

 А об управлении в современном языке продвинутые наши ведущие вообще не имеют представления. У нас идёт обмен мнений, а не обмен мнениями.  Вместо "благодаря чему/кому" у нас твердят "благодаря чего". В приказах пишут "согласно чего?", а не "согласно чему", например, закону. И ещё целый ряд уродств: сделка о чём, а не с кем/с чем, между кем/чем, по чемуСвойственный для кого, а не кому/чему;  предубеждение перед кем /чем, а не против кого/чего. 

Но я, кажется, увлеклась. Прихожу к печальному выводу – грамотная речь никому не нужна. Мучают подготовкой к ЕГЭ, а воспитать культуру языка никто не стремится. Это никого не коробит, это не является главным в человеке, потому что политики, кумиры умов обладают другими ценностями (деньгами, наглостью, грудью, бицепсами, хриплым голосом). Ум, благородство не в чести. А для меня эти "мелочи" до сих пор неприятны как перхоть на плечах, как нечищеные зубы (прошу простить за грубость).  Упрощение в мелочах приводит к упрощению, а точнее к примитивности человека во всём.  Но это отдельная тема для большого разговора. 


О литературе.

Продолжу о школе. Итак, если с языком всё обстояло достаточно хорошо, то литература осталась в моей памяти как набор бесконечных, скучных отрицательных и положительных образов, обличительных цитат из Белинского, Писарева, Чернышевского. Самих статей мы в глаза не видели. Соцреализм омертвил героев нашей классической литературы. 

Удивляюсь, как я умудрилась любить книги, литературу вопреки школьной программе. На уроках литературы не было искренности, дискуссий, размышлений, творчества. Учитель  рассказывал – ученик прочитал – и пересказал. А потом гладко, по пунктам раскрыл  образ, идею и, между прочим, вспомнил о художественных особенностях произведений. Субъективизм не одобрялся. 

Не было упора на философскую, историческую, социальную проблематику. Всё было очень однозначно,  никакого психологического анализа, композиционных приёмов, никакого проникновения в личность автора. Биографии писателей были скучны, чем-то похожи и обязательно служили образцом (?!)  в утверждении высоких нравственных принципов, в борьбе за светлое будущее.  Почему-то все они были обличителями строя и очень хотели, как нам казалось, революционных изменений в обществе. В общем, галиматья, полная чушь!
 
Сочинения  я писала на «отлично», грамотно, но  с некоторой творческой изюминкой, что позволяло нашей учительнице зачитывать их в качестве образца.  


О предполагаемой профессии.

В 10-м классе я решила, что стану журналистом. Многие годы выпускала стенгазету с традиционными для той поры рубриками "Знаменательные даты", "Наши достижения",  "Гордость класса", "За ушко да на солнышко", "Заметки натуралиста", "Это интересно» и т.п.  Я была хорошим оратором, хорошо читала стихи, делала умные доклады, писала грамотно, складно. Ну чем не журналист?
 
Поступила на заочные подготовительные курсы при МГУ по истории, английскому и русскому языку,  литературе. И вот когда я получила первый экземпляр методичек, вопросов, заданий, контрольных работ и сочинений, меня охватил ужас. Я вдруг осознала, что ничего не знаю, что нас ничему стоящему не научили. Всё поверхностно, фальшиво.
 
Вопросы были сложными, объём заданий огромен. Я начала изучать литературу заново, с древних времён, с устного народного творчества. Есенина, Ахматову, Цветаеву мы не знали.  Иностранная литература – на уровне самообразования. Современная литература – только из журнала «Юность» и «Иностранная литература». Работа шла без всяких помощников, репетиторов. Задания надо было выполнять в срок, ежемесячно.
 
А одновременно, параллельно,  шёл учебный процесс в  школе. Как были мне ненавистны все точные науки!  Учитель физики рвал и метал, видя моё нерадение, стращала математичка тройками в аттестате. Все знали, чем я занимаюсь,  но ни у кого не было желания мне помочь, понять. Как мне удалось преодолеть все ужасы физико-математических издевательств, сдать успешно экзамены,  получить лишь одну четвёрку в аттестате, известно, видимо, только Богу. 


Размышления о школе.

Наша школа до сих пор остаётся очень технократизирована. Объём знаний по естественным дисциплинам  непомерно велик по сравнению с гуманитарными дисциплинами. Сколько всяких законов, формул знала я по химии, физике, математике! А зачем? Если по окончании экзаменов я я выбросила все учебники и ни разу в жизни больше не нуждалась в этих знаниях. Но если спросить наших инженеров  ( в широком смысле слова) сколько стихотворений Пушкина, Лермонтова они знают, не говоря уже о Бунине, Тютчеве, Бальмонте, ответ, я уверена, будет отрицательный. Безликие наши ИТР говорят неправильно, пишут неграмотно, ничего не читают и вообще мало думают о духовности. 

Именно с того времени, в течении почти 30 лет (!) мне часто снился  один и тот же сон. Я крадусь по  слабо освящённым зимним улицам к школе. На мне короткая ночная рубашка, я боюсь встретить людей, прикрываю коленки то руками, то рубашкой.  С ужасом думаю, что меня не пустят в таком виде на контрольную по алгебре, ко всему прочему я окончательно всё забыла и, конечно, получу двойку. Этот кошмар выводил меня из равновесия на целый день. После «просмотра» своего прошлого я обязательно заболевала.
 
Последний школьный год, муки, перенесённые от несправедливости, от подготовки и сдачи экзаменов перечеркнули всё хорошее, что было в моей школьной жизни.
Я возненавидела школу, не обижаясь ни на кого конкретно. Совершенно не нужная система требований, насилия над личностью искалечила и продолжает калечить немало судеб. Сколько никчёмных специалистов породила эта система при выборе дальнейшего  жизненного пути, профессий.



В институте.

В университете я завалилась на английском. Литература (устно) – 5, сочинение – 4, история – 5. Успела вернуться в Тулу, поступить на историко-филологический , получив на экзаменах совершенно другие оценки: английский – 5, русский (устно) – 5, сочинение – 3. Ходила в приёмную комиссию смотреть на своё "творчество", тема была посвящена Некрасову (что-то о женщинах). С трудом  добилась выдачи текста сочинения, увидела две волнистые линии в конце, не услышала никакого вразумительного ответа от дамы в огромных бусах. О парадоксы экзаменов! Какая же это лотерея, случайность! Объективную оценку знаний они дают редко. Здесь столько субъективизма! Это тоже вопросы для отдельного разговора на тему "Случайность. Удача. Судьба".

Я прошла, досадная тройка не помешала мне стать студенткой. Что Бог не делает – всё к лучшему!  Ничуть не жалею, что всё так обернулось в моей жизни.

Училась с радостью, легко! О преподавателях до сих пор вспоминаю с огромной любовью, благодарностью. Это были увлечённые своим делом люди, истинные интеллигенты, настоящие учёные. Каждая лекция, каждая минута общения с ними  были счастьем.  Розанова, Шнейдерман, Милонов, Макарова, Лубянская, Каштанова – всех не перечислить. Я бы отменила оценку деятельности школы по пресловутому числу  "поступивших в вузы". Как будто только и должна делать школа, что готовить абитуриентов! Никто не попробовал взять другой показатель – успешность личности. Судьба порой готовит такие сюрпризы медалистам-отличникам и закореневшим троечникам, так тусует эту колоду, что диву даёшься!


Мысли.

Мало хорошего, на мой взгляд, мы вспоминаем о школе  ещё и потому, что большинству из нас  не встретились учителя от Бога. Соединить любовь к предмету с любовью к детям удаётся очень немногим, а подобраться к личности ученика, к тайникам его души  почти никому.  В школе мало мужчин, женщины привнесли в неё много суетливого, истеричного, завистливо-материального.
 
Я тоже не исключение. Не стала Учителем с большой буквы и таковых вокруг не видела. Если ты учитель от Бога, то в тебе присутствует нечто , что заставляет светиться детей от общения с тобой. Много ли в наших затюканных, зажатых учителях самоотрешения,  великодушия, терпения и терпимости, любви и прощения? Заботливых, сопереживающих, врачующих душу я не видела в своей жизни. В школе царит атмосфера окрика, унижения, порой неприкрытого хамства, равнодушия и даже зла. Много негатива завуалировано высокими  фразами и лозунгами. Чаще всего обстановка школы  создаётся для удобства взрослых. Дети перестали уважать учителей,  не желают раскрывать свою душу, а взрослые не хотят видеть в ребёнке человека. 

Конечно, я, наверное, всё преподнесла очень глобально. Естественно, есть исключения. Выражаю свою точку зрения.  Каждая мысль из этих рассуждений  может быть опровергнута, уточнена, подвергнута критике. Пишу штрихами, общо. 

Конкретные события, люди, слова, дела, поступки требуют длительной, напряжённой работы, многочасовых усилий над каждым описанием.  Очень жалею, что уничтожила  в 8 классе свой личный дневник после того, как его нашла мама. Ведение дневников своей жизни – вещь очень нужная! Как всё забывается! Сколько бы можно было  сейчас рассказать, оценить, переоценить, переосмыслить.
 
Я схематично попробовала что-то вспомнить о себе. Действительно очень трудно глубоко отразить былое да ещё с думами. 

 

Комментариев 23

  1. Офлайн
    spring625 22 марта 2013 09:02
    Так все и есть, мало в школах педагогов от бога, да и как им там быть? Невозможно по полной выкладываться год за годом да еще и работая в таких условиях, и потому в конце концов все сводится к пустой формальности. Именно поэтому тоже не люблю нашу традиционную систему обучения - хотя она и дает немало, но тяжело дается.
    --------------------
    https://e-hutornaya.ru/
  2. Офлайн
    Павел
    Павел 22 марта 2013 12:11
    А я вот школу не вспоминаю по-доброму, потому что как сказал и Акунин в своем блоге - "эта молодость - комплексы и гормоны", а еще от себя добавлю - детская глупость и детская жестокость - поэтому прежде всего в школьное время меня не устраивает - я сам, хотя конечно я благодарен за то, что и учителя, и близкие, и одноклассники все это терпели
  3. Офлайн
    Елена 22 марта 2013 22:36
    Конечно, всё это непросто и индивидуально. Кто-то и не задумывается о подобном, года школьные у них летят и летят, никаких мыслительных операций не случается. А у кого-то - первые жизненные преодоления.
    Мне думается, в итоге, дело как и везде - за талантами. И чтобы талантливые, неравнодушные люди продумали систему образования. И чтобы такие же были рядом с детьми. Если бы только всё это было осуществимо...

    Павел, ведь главное, что сейчас-то ты добрый. И нас добру учишь. А школьное прошлое... - такая твоя история... А дети жестокие... к большому сожалению - да.
  4. Офлайн
    Elena Rubric 23 марта 2013 02:58
    Лена, тебе надо было разбить этот пост на пять, чтобы мы могли обсудить все по отдельности! :)
    Общее впечатление - тебе удалось не сбиться на ненужные стенания, молодец! Рассказала, проанализировала, теперь думай, что ты можешь сделать сейчас и сегодня, чтобы украсить свою жизнь, чтобы жилось легко и радостно! Жизнь вокруг себя создаем только мы сами! Вся наша действительность - отражение нашего к ней отношения! Отметай негатив, думай о хорошем, наслаждайся общением с интересными людьми, а неинтересные пусть для тебя не существуют!
  5. Офлайн
    Елена 23 марта 2013 09:18
    Учту про разбивку, Лен, думала об этом. И хочу тебя поправить - это не мои записи. Это писала моя дорогая учительница. У неё здесь есть отдельная страничка.

    Лена, всё ты пишешь верно. Но всё же полосы жизни разные и хочется проанализировать все ее стороны. Лично для меня и позитив, и негатив (а моей учительницы - особенно!) интересны как опыт, как умение пройти сквозь них.
    Моя учительница счастлива в жизни. Пишем друг другу "настоящие", рукописные письма. В наше время это редкое, ни с чем несравнимое удовольствие.

    Лена, а ты училась в Союзе? С педагогами везло?
  6. Офлайн
    rithelp 23 марта 2013 13:14
    И для меня школа что-то такое далекое, непонятное и забытое. Выбора у нас не было (впрочем, как и сейчас) идти в нее или нет, а потому воспринимается, как обязаловка. А вот институт, который ты выбрал для себя сам - совсем другое дело.
    --------------------
    https://rithelp.ru/
  7. Офлайн
    Елена 23 марта 2013 13:28
    С учителями везло, Кристин? Подруги школьные остались?
  8. Офлайн
    rithelp 23 марта 2013 13:36
    Да, подруги школьные остались. Одна из класса и две из класса на год старше =) Учителя... не знаю... были и были. Менялись, уходили, жили своей жизнью. Есть кого вспомнишь добрым словом, есть кого вспоминать и не хочется...
    --------------------
    https://rithelp.ru/
  9. Офлайн
    Elena Rubric 23 марта 2013 15:51
    О-ёй, опозорилась! Надо внимательнее читать заголовки! :) Я была не в курсе, что у вас тут такое добрососедство! :)
    У меня папа был военный, поэтому я сменила 3 школы (всего!). Везло на учителей математики, поэтому из меня получился программист! :) Заканчивала школу в СГВ, в Польше. Воспоминания самые светлые. В классе всего 16 человек, после школы все разъехались по разным концам СССР и только несколько лет назад, благодаря Одноклассникам, начали находить друг друга. Мало того, оказались в живых и в добром здравии обе наши классные руководительницы, одна уехала за год до нашего окончания школы, вторая взяла нас в 10-м классе. Мы все были счастливы пообщаться с ними. К сожалению, одна за другой они ушли недавно из жизни, но их путь на земле был светел - столько благодарных учеников! Вторая классная до самой смерти преподавала в школе математику! В 76!!! В старших классах!!! Можешь такое представить?
    Конечно, и у нас в школе были "проходные" учителя, дети их вычисляют в мгновение ока. К сожалению, не все учителя идут в профессию по призванию. Так хочется, чтобы настоящих учителей было больше!!!
  10. Офлайн
    Елена 24 марта 2013 16:10
    Хорошие у тебя воспоминания. И с учителями повезло, двое - это уже много, двое - не один. smile Вот говорят, что главная часть любой учебы - это самообразование. Согласна. Но как же хорошо, когда встречаются личности, умеющие дать тебе нечто (интерес, толчок, личный пример - все вместе), что потом незаметно помогает вести тебя по жизни, образовывает. Необъяснимое... аура... нестандартность... честность... Вспомнишь таких - и поддержку незримую чувствуешь.

    Лен, про такой возраст работающей учительницы первый раз слышу! Молодец какая: не на лавке у подъезда, а с детьми. Ну и силы были, тоже не последнее дело. Молодец она была в любом случае.

  11. Офлайн
    Elena Rubric 24 марта 2013 16:35
    Да, Лена, когда вспоминаю Валентину Константиновну, аж мурашки по коже - как мне повезло встретить такого учителя в жизни! Красавица, умница, железная рука и огромное сердце! Заслуженный учитель России. Разъезжая с мужем по гарнизонам Заслуженной еще надо умудриться стать!
    Светлая ей память!
  12. Офлайн
    Лена, читала и улыбалась. Мы так похожи c Ольгой Д.... Очень много общего. "Я была хорошим оратором, хорошо читала стихи, делала умные доклады, писала грамотно, складно". Все один в один. :) Я тоже думала о журналистике, но понимала, что при всех моих замечательных оценках, знаний на МГУ, например, не хватит. Поэтому пошла в другой ВУЗ.
    С английским мне повезло - у нас в городке спец. школа английская. Проблемы не было.
    Из библиотек я также не вылезала. Только я ходила туда через день. smile Поэтому выбрала соответствующую профессию.
    Да много общего или похожего, всего не перечислишь. Поэтому так приятно было читать Ваш рассказ. Как в детство и юность вернулась.
    Как много в нас было искреннего и трогательного. И самое главное, жили интересно, хотя и намного проще, чем сейчас.
    Спасибо Вам, Ольга Дмитриевна! smile
    --------------------
    https://galina-lukas.ru
  13. Офлайн
    Марианна 29 марта 2013 18:46
    муки, перенесённые от несправедливости, от подготовки и сдачи экзаменов перечеркнули всё хорошее, что было в моей школьной жизни.
    Я возненавидела школу, не обижаясь ни на кого конкретно.

    Вот! Это и про меня!
    Я до сих пор не хочу ходить на встречи выпускников в стенах нашей школы. Иногда думаю, что же такого произошло тогда, что на всю жизнь сохранилось такое тягостное впечатление о школе? Несколько эпизодов, когда в реальности учителя поступали не так, как нас они же учили . И все, от школы и тех людей меня, как отрезало... Может это детский максимализм? может еще помудреем? recourse
  14. Офлайн
    Елена 29 марта 2013 19:23
    У меня осталось сильное неприятное воспоминание выпускного вечера, когда уважаемая прежде учительница некрасиво повела себя. И обиды на неё нет, а не забываю, так это было ярко, непонятно. Тоже не хожу на встречи, но хотела бы. Поговариваем между собой, чтобы увидеться, но только не в стенах школы.

    Отдельное восхищение, Марианна, что ты смогла воспользовалась функцией "Вставка цитаты"! Сама я недавно научилась добавлять фотографии, картинки, и ищу теперь любой повод, чтобы это сделать wink
  15. Офлайн
    Ольга 30 марта 2013 16:07
    Люблю школу, своих учителей. Писала уже об этом и здесь, и на своем блоге. Люблю одноклассников и мы, как ненормальные до сих пор стараемся каждый год собраться вместе, многие с семьями приезжают. Смеемся, что некоторые члены семей так прижились, что уже стали как одноклассники. В прошлом году первый раз за многие годы не была на встрече - уезжала в отпуск. А через два года будет уже тридцать лет, как школу закончила.

    Учитель от Бога - это какой? Я не знаю, кого таким считать. У меня были разные учителя, их нельзя было назвать безликими, одинаковыми.
    Тут же вопрос: а я какая? Я - разная! Детей люблю, но я не нечто застывшее, я человек. Могу сердиться, могу радоваться, могу ошибаться, могу увлекаться... Мои ученики это знают...
  16. Офлайн
    Елена 30 марта 2013 22:56
    Надо же, насколько рАзно у всех случается вспоминать школу. Оля, остается позавидовать твоему случаю! Звёзды что ли у вас так сложились? smile

    Могу сердиться, могу радоваться, могу ошибаться, могу увлекаться..
    - мне видится это главным в учителе! Когда человек живой, увлекающийся, любящий предмет и детей - да как это не чувствовать ученикам, не ценить? В своей школьной жизни я помню неинтересных. Дети им что ли интересны не были? Жизнь не интересна? Расскажут скучно урок, звонок - до свидания, дети. В чем-то и жаль их...
  17. Офлайн
    Ольга А 26 апреля 2014 23:13
    Так все и есть, мало в школах педагогов от бога, да и как им там быть?

    Боюсь, что не только педагогов от бога, но и просто нормальных педагогов не хватает! Я не говорю, конечно, о больших городах и специализированных школах. В провинции, а особенно в сельской местности, работают педагоги, окончившие училище. Ну и , не отрываясь "от производства" заканчивают "вышку". Но самое главное, что в школу они пришли не потому, что любят детей и хотят стать учителями, все проще - надо где-то работать.
    Когда я попала на первое родительское собрание младшего сына (мы переехали из Узбекистана в сельскую местность), у меня случился шок. Учитель математики огласила итоги контрольной работы: из двенадцати (!!!) работ шесть - двойки! Увидев на моем лице изумление, сидящая рядом завуч выдала:"Ольга Юрьевна, они все дураки!" После классов наполняемостью 30 и больше человек, двенадцать учеников для меня - это почти репетиторство!
    Бывшая моя ученица, в последствии ставшая моей коллегой, как-то после обсуждения проступка ученика, улыбаясь,сказала мне:"Вы любого оправдаете!" Просто к любому ученику надо относится уважительно. Как говорится в известном фильме: главное, чтобы тебя понимали! И с этим я согласна абсолютно!
  18. Офлайн
    Елена 1 мая 2014 11:13
    Да, Оля, вроде бы понимаешь, что учителя - тоже люди, которые такие же несвятые как мы, не всегда культурны, не всегда понимают детей - работают не по призванию. А в душе-то мы всегда хотим видеть в педагоге более развитого в воспитательном плане, более культурного, чем окружающие - человека более высшего порядка. Того, кто нас поведёт дальше, выше. И когда нет у него других слов о детях, как "дураки", то от грусти и сказать нечего.
    У нас был слабый ученик. Годы спустя узнала, как стремился он встретиться с одноклассниками, как хотел доказать тем, кто не верил в него, показать свою успешность в жизни. Но ушёл преждевременно, так и не получив долгожданного признания.
    От учителей, как от родителей, ждёшь веры в себя. Но все мы с недостатками... Не всегда оправдываем ожидания.
  19. Офлайн
    надо же... Как это я пропустила такой пост?! Спасибо за искренность.
    --------------------
    https://www.chumoteka.ru/
  20. Офлайн
    Лидия, автор блога tytvkysno.ru
    Да, очень редко можно встретить настоящего Учителя, Учителя с большой буквы...

  21. Офлайн
    Елена 10 ноября 2015 16:12
    Лидия, так хочется поделиться своим счастьем и пожелать его другим: я продолжаю общаться со своей учительницей, дружу с ней и не могу понять, как я обходилась без этого много лет?
  22. Офлайн
    Роман
    Роман 4 июня 2023 22:42
    Узнал если не ошибаюсь в учителе литературы Чеснокову Лидию Михайловну. Она и сейчас элегантна, видит только очень плохо, возраст. Муж её Владимир Иванович умер в 2001 г. Оставил после себя шикарный архив - воспоминания, планы поселка начиная с начала 1930 -х гг. Очень интересен его не политизированный взгляд современника событий 20 века.
    1. Офлайн
      Елена 6 июня 2023 21:09
      Роман, мы как-то говорили с автором этих воспоминаний и согласились, что по прошествии лет понимается, насколько труд учителя советской эпохи был превосходным. И необыкновенное чувство элегантности, да ещё в столь достойном возрасте, просто поражает. И лично я думаю: в этом тоже есть часть воспитания. Сколько же лет сейчас Лидии Михайловне?

      И пожалуйста, скажите, архив Владимира Ивановича где-то опубликован?

Добавить комментарий

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent