Фильмы Джеймса Айвори: ароматы Англии
Как увлеклась в прошлом году Англией, так это у меня и продолжается!
В январе этого года к рассказу об "Аббатстве Даунтон" присоединилась Пани Мила. Кто она, эта неравнодушная к фильмам и книгам женщина? И уж так вкусно она написала об английских фильмах, что её слово "ароматы" я вношу в название этой заметки (недолюбливаю слово "пост").
Пани Мила предложила посмотреть несколько фильмов. О двух из них я хочу рассказать.
Прежде всего, я узнала имя Джеймса Айвори, режиссёра этих фильмов. Из Википедии:
Фильмы Джеймса Айвори отличаются своеобразным академизмом — выверенностью мизансцен, вдумчивым воспроизведением материальных деталей прошлого, стилизованностью визуальных решений, тщательно подобранным актёрским ансамблем.
Коротко и точно! И хотя он считается американским режиссёром, Айвори всегда "старался быть более British, чем сами англичане" (не мои слова и опять очень верные!)
В молодости Айвори получил степень бакалавра искусств, хотел стать художником, но увлёкся кино и пошёл опять учиться, теперь в киношколу. Как водится, были короткометражки, документальные фильмы. Потом последовал так называемый "индийский цикл". Айвори жил в Индии и снимал там фильмы, за одну из которых был даже номинирован на премию Британской киноакадемии. Много лет он сотрудничал с продюсером Мерчантом и сценаристкой Рут Правер Джабвала. Но для большинства зрителей имя Айвори связано, прежде всего, с прекрасными экранизациями классиков. Эти фильмы относят к разряду "культурного наследия", а в Лондонской национальной галерее выставлены портреты Айвори, Рут Правер и Мерчанта. Заслужили!
"Говардс Энд"
Начало XX века. Три семейства, принадлежащие к разным классам. Богатые и, подразумевается, бездушно-жестокие Уилкоксы, относятся к аристократии. Сестры Шлегель - прогрессивная и просвещённая буржуазия. И Басты - низы среднего класса. Мы смотрим истории их знакомств, общение, и рядом видим развитие новых устоев общества, когда между классами стираются различия, меняется привычный уклад, появляются новые, со стороны, наследники имущества...
Симпатичная Маргарет Шлегель(Эмма Томпсон), душевная, энергичная, умеющая со всеми ладить, выходит замуж за владельца поместья Говард Энд Генри Уилкокса (Энтони Хопкинс). Новые отношения, все нюансы общения с супругом, с его детьми, с собственной сестрой - всё меняется для женщины, всё для неё сложно. А вести себя надо соответственно. Заплакать можно тогда, когда останешься одна. Спокойным тоном постараться погасить недовольство мужа. Но на то они и англичане: всё без криков и взрывов.
Сюжет развивается, конечно же, на фоне красивейших английских лужаек, цветущих кустарников, старинных поместий, их внутреннего убранства. Глаз отдыхает на таких пейзажах и картинах!
Читала, что Хопкинс согласился на эту роль, даже не читая сценария, настолько он доверял тандему Айвори - Мерчант.
"На исходе дня"
Небольшое отступление. Меня всегда несколько забавит, когда вижу одних и тех же артистов то в одном фильме, то в другом. В одном - они создают семью, в другом - они сваты, в третьем - соседи и т.д. Наши Мордюкова и Рыбников поженились в "Чужой родне", а в "Семье Ивановых" они уже немолодая семейная пара. Собственно, мне от этого ни плохо, ни хорошо, именно забавно, как пример чудес и неожиданностей актёрской профессии. Нам остаётся только постараться поверить в новую историю.
Артисты предыдущего фильма перекочевали сюда, только здесь они не аристократы, а ... слуги. Время здесь предвоенное и послевоенное. Герой Хопкинса, примерный дворецкий Стивенс, исполняет свои обязанности настолько истово, что кажется, собственная жизнь нисколько не занимает его. Теряется личное мнение, нет смелости высказать хоть какой, но свой взгляд на происходящее. Условности и рамки поведения, безукоризненная вежливость, сдержанность - они превыше всего. Грустно, конечно, когда живая жизнь проходит мимо.
Встречается тебе на пути хорошая женщина, которой ты не безразличен, которая умеет сопереживать, а ты - самое тёплое, что можешь сказать ей - это о её ценности на рабочем месте. Ну что это! Через много лет он понимает кто есть кто, но и опять его хватает только на скромное прощальное пожелание: "Постарайтесь быть счастливой". Так и хочется ему сказать: проснись, откройся для чувств. Жизнь идёт мимо тебя, и она ведь единственная. Строгость и вышколенность вызывают уважение, но в итоге Стивенса становится так жаль...
Фильм снят в 1993 году по роману Кадзуо Исигуро и номинировался на восемь "Оскаров".
Красивые и выразительные экранные повествования плюс замечательные актёрские работы - таковы эти два фильма Джеймса Айвори. Англогурманам (если можно так выразиться) будет интересно. Посмотрите!
Комментариев 17