Сад гениев. Фестиваль в Ясной Поляне
"Сад гениев" - это фестиваль искусства и литературы, новая задумка фонда "Наследие Толстого" и музея-усадьбы Ясная Поляна. Он призван лишний раз заинтересовать публику классическими произведениями семи гениев Европы: Шекспира, Сервантеса, Гете, Гюго, Джойса, Данте и, конечно, Толстого. Фестиваль проводится уже второй год. В этом году к первоначальным "гениям" присоединили Джакомо Леопарди и Шиллера.
У меня были приглашения на три дня. Всё это бесплатно. На подобном мероприятии была впервые. И мне хочется немного рассказать о своем впечатлении, изложить свои мысли вслух. Ведь один из дней получился крайне важным для меня.
На территории самой усадьбы, в конце березовой аллеи, или "Прешпекта", сооружена небольшая открытая сцена. Перед ней ступенями - места для зрителей. Все дни среди публики можно было увидеть директора музея-усадьбы Владимира Толстого. С самого открытия фестиваля он задал веселый простой тон. Зрители посмеялись, когда вместо полагающегося в таких случаях "звонка", Толстой вышел и, улыбаясь, объявил: "Первый звоночек". Атмосфера сразу стала веселой и домашней.
В первый день выступила испанская актриса Luna Paredes Zurdo (боюсь, не выговорю правильно). Она рассказывала историю Доротеи из "Дон Кихота". Все представления шли на языке оригинала. Зрителям выдавалось оборудование синхронного перевода. Испанка была элегантной девушкой и неплохой актрисой - паузы она держала.
После небольшого перерыва читала стихи Annelisa Alleva. Это была пожилая женщина, то ли переводчица, то ли преподаватель языка. Я впервые услышала имя Джакомо Леопарди. Теперь знаю, что это итальянский поэт и прозаик, живший в начале 19-го века. Его произведения очень нравились Льву Толстому. Чтица, не хуже Владимира Толстого, на сцене была как дома. После нескольких заминок в чтении она извинилась и сказала, что ничего не видит. Молниеносно был дан другой, более яркий свет. Мы расслабились и посмеялись, а Аннелиза, как говорится, сорвала аплодисменты.
Самый значимый день для меня был следующий. В первой части выступали французские артисты. Двое мужчин и две женщины представляли историю о том, какой могла бы быть встреча Виктора Гюго и Жорж Санд. Воспринимать диалоги далеких от нас писателей, слушать об исторических событиях того времени было несколько непросто. И все же я иногда ловила себя на том, что нахожусь не на своем месте, не в Ясной Поляне, а витаю где-то в своих фантазиях и видениях...
После спектакля нас попросили погулять. Для того, чтобы музыканты порепетировали. Второй частью этого дня было выступление Московского камерного оркестра "Времена года". Вечер был сентябрьский, прохладный. А сцена открытая.Тем не менее, музыканты были одеты в концертные одежды. Женщины - в открытых платьях. Для них поставили обогреватели, но, думаю, они все же немного мерзли. Выступление оркестра было прекрасным во всех отношениях!
Никогда прежде не слушала я "живую" классическую музыку. Да и вообще ее не слушала. Сейчас она была открытием для меня! В детстве почему-то сложилось отношение к скрипке как к несерьезному инструменту. Какое же у нее необыкновенное звучание! Волшебное! Мне трудно сравнить музыку с чем либо. Просто не хватает слов, чтобы выразить, ЧТО я чувствовала. . Это особый красочный мир, полёт. Я не замечала вечерней прохлады, спустившихся сумерек. Я слушала фантастической гармонии звуки и была на небесах... Как удивительно, что обычный музыкальный инструмент создает такую непередаваемую красоту и дарит удивительные ощущения мира. Я испытывала настоящее счастье.
Теперь, после этого первого опыта музыкального образования, у меня появились предпочтения. Мне понравились Моцарт и Бах.
Выступала на концерте маленькая девочка, ученица музыкального колледжа при консерватории. Маленькая, но уже лауреат конкурсов. Дети везде желанные гости. Приняли ее очень и очень тепло.
На третий день я приехала на выступление артистов из Англии. Они показывали сцены из разных произведений Шекспира. Мне хотелось услышать английскую речь. Смотрела выступление и, как часто у меня бывает, поражалась способности запоминать столько много текста! В некоторых сценах артисты "выходили в зал". Так, представляя Джульетту на балконе, актриса поднялась на ступени и стояла возле зрителей. Одну из сцен они обыграли с юмором. По ходу действия им был нужен какой-либо человек. И англичане вывели себе помощника из зрителей - Толстого! Надо отдать ему должное - подыграл он артистам мастерски.
К сожалению, мой фотоаппарат был на грани поломки. А в один из дней я его вообще забыла взять. Фотографий поэтому мало. Но я решила кое-что выложить. Даже те, где сняла природу и яснополянский пруд. Это ведь своеобразное сценическое окружение. Там работала только функция акцентирования цветом.
Яснополянский пруд вечером.
Березовая аллея "Прешпект".
Сцена
В перерыве между выступлениями.
Вот так артист! Молодец, справился!
"Зрительный "зал"
Сценическое окружение.
Рядом с прудом деревня Ясная поляна.
Осенний вечер
Что бы я еще отметила? Мне показались очень симпатичными девушки, помогавшие с организацией вечеров. Первого сентября ходила я к школе и тема внешнего вида молодежи задела. В силу своего возраста я уже готова говорить "А вот в наше время..." То, как были одеты многие старшеклассницы и как накрашены их лица, повергло в уныние. Слишком ярко, порою неприлично, и уж совсем не подходяще для школы. Глаза неинтересные, пустые. Речь с определенными словечками, проще говоря - с матом... А вот в Ясной Поляне были другие девушки. Не вычурные, а простые, естественные, женственные. И умницы! Они переводили выступления иностранцев, вели все необходимые организационные дела и хлопоты. И еще от них веяло культурой. Вот это было главным.
В этом году я уже была на мероприятии, которое устраивал музей-усадьба "Ясная Поляна".
Все же как это хорошо, когда есть энтузиасты, которые приобщают к культуре, объединяют людей.
Этот фестиваль стал для меня открытием музыки.
Комментариев 13