Далёкое детство

    В зрелые годы воспоминания приобретают ценность. Прошлое хочется вспоминать, находить удовольствие в мелочах, внимание на которые тогда, скорее всего,  не обращалось, зато потом они  становятся важными и дорогими для нас.  Рассказ моей учительницы.

    Вспоминаешь  своё детство, естественно, солнечное, без дождей. Милый незатейливый дворик, где можно было без присмотра, одной, ожидать выхода мамы, а в её отсутствие – за мной присматривал кто-либо (!) из соседей, и он же отводил меня в сад. Вечером чаще всего  приходил за мной отец, и мы не торопились домой.

    Шли в лес, он рассказывал мне о грибах, мы порою приносили на жаркое подосиновики, сыроежки. Ещё он, показывая зелёные ягоды земляники, укрывал их от любопытных людей каким-либо листиком, и на следующий день мы открывали заново этот наш потаённый уголок и находили уже красную, такую вкусную ягоду! Он был деревенским парнем, хорошо знал природу. Мы очень  много времени проводили в лесу, у ручьёв, в оврагах. Моё природоведение и краеведение начиналось с ним и благодаря ему.  Он умер скоропостижно в возрасте 47 лет. О нём можно говорить очень много.

    Так вот о нынешнем детстве, особенно в условиях города. Всё очень организованно, грамотно, но мне кажется, что всё-таки не так индивидуально, тепло, как было. Типовые дворы, асфальт, газоны, аккуратные скамеечки, игровое оборудование, хорошо одетые дети, мамочки, рассуждающие о принципах питания, о болезнях деточек, всячески демонстрирующие свою осведомлённость во всех вопросах обучения, оздоровления, воспитания и пр. и пр.

    Мне очень скучно на таких площадках, а бывает стыдно за молодых родителей. Как-то очень много вокруг  претендующих, претензий. Исчезли, думаю, искренность и элементарная доброта между родителями и детьми, а так же уважение к маленькому человечку, к его миру фантазий, к его порывам к познанию, к его свободе. 

От автора блога. Лично я соглашусь с этими  мыслями.
Частенько  вижу, что родители не на одной волне с ребёнком, каждый сам по себе.  И как трогательно, когда вдруг увидишь  общающихся дружно, к малышу внимательных, участвующих в его познании луж, букашек, птиц, деревьев.


  • Что  думаете вы об общении родителей с детьми и можете ли сравнить времена?


Комментариев 23

  1. Офлайн
    Тоже соглашусь с высказываниями. Оно у всех так, чем дальше...тем слаще кажется прошлое. А люди сейчас... да.... некоторых и так не назовешь. Потеряли все ценности... жалко их.
  2. Офлайн
    shilko 17 мая 2012 20:18
    Лена, какая красивая история! Мне так нравятся люди, которые близки к природе. У меня вот муж на дачу приезжает к родителям, и пока обход не сделает - не заглянет под каждый кустик, выросший за неделю - не успокоится wink А меня вот родители постоянно в лес брали по грибы по ягоды - нникогда это не любила. Избалованная была ужас. А сейчас с возрастом круто разворачивает. Хочется Ваньку таскать везде, так тоже любим рассматривать каждую травиночку.
    Ах как про земляничку описано, прямо слюнки потекли. Как это мило - секретики со своими самыми родными.
    Родители тоже любят вспоминать, как раньше все проще было.
    Про площадки есть момент, что большинство сидит по лавочкам и лясы точит. А малышам на клочке пойди развернись. Но есть мамочки, которые с малышами рядом - сегодня только думала - они и в песочек поиграть помогут, пока маленький, и чужого малыша успокоить готовы, если разревелся, и покрутить повертеть маленького, если становится скучновато. Есть исключения. Но согласна - пока это больше исключения все-таки. Очень здорово читать такие примеры - дают очередной ориентир в жизни!
    --------------------
    https://shilkimylki.blogspot.com/
  3. Офлайн
    Каждому человеку свое время. Конечно, свое детство вспоминать приятно, так же его будет приятно вспоминать и нашим детям
    --------------------
    https://rithelp.ru/
  4. Офлайн
    Зоя 19 мая 2012 13:04
    Лена, а я не люблю такие рассказы! Хоть убейте меня все здесь хором))) Напоминает дребезжание старого человека о том, как раньше и деревья были зеленее, и воздух чище, и люди добрее и умнее. А далее следует петиция о недостатках молодежи!
    Скажу одно, терпимее нужно быть к смене поколений. Наши устоявшиеся стержневые ценности рано или поздно начнут идти вразрез с динамичными современными приоритетами. Но это не означает, что что-то хуже или лучше. Привыкая к старому, нужно не отказываться от нового!
    Мир сегодня другой, другие родители и дети. На много умнее и прогрессивнее. А идиотов хватало во все времена... И конфликт отцов - детей, по-моему, вечный)
    --------------------
    https://shpargalka.net.ua/
  5. Офлайн
    Людмила 20 мая 2012 22:14
    Вспоминая свое детство могу сказать, что с нами особенно и не занимался никто, мы большую часть времени были предоставлены сами себе. Сейчас, мне кажется, детям больше уделяют внимания. Времена меняются, и это нормально
  6. Офлайн
    Зоя 20 мая 2012 22:32
    Согласна с Людмилой. Сегодня, как никогда, культивируют правильное воспитание и превозносят права ребенка... Еще двадцать лет назад такого и в помине не было
    --------------------
    https://shpargalka.net.ua/
  7. Офлайн
    Елена 20 мая 2012 22:37
    Зоя! Спасибо, что так внимательна к комментариям! Я никак не соберусь написать,
    в уме всё прокручиваю ответ тебе. И у автора рассказа пока нет возможности ответить.
  8. Офлайн
    Зоя 20 мая 2012 22:46
    Лена, у меня тоже такое бывает часто) Такие внутренние диалоги, как говорят психологи, очень полезны и называются субъективным общением) Они дают нам возможность выработать или укрепить свою собственную позицию, переварив и поняв мнение собеседника. Пиши, что думаешь, я не обижусь!
    --------------------
    https://shpargalka.net.ua/
  9. Офлайн
    Елена 20 мая 2012 22:52
    Не сегодня, не готова и боюсь, что не смогу быть убедительной в словах. У меня всё на уровне ощущений, на уровне чувства. Ты права во многом, но мой собственный душевный настрой там, в рассказе.

  10. Офлайн
    Olga 0207
    Olga 0207 24 мая 2012 07:25
    Не знаю, как было раньше, но сейчас часто вижу то, что здесь описано. Не люблю ходить на детские площадки, потому что в 90% случаев мне там скучно и меня сразу же начинает клонить в сон: одни и те же разговоры о питании, одежде, очереди в садик...
  11. Офлайн
    Ms.Labina 24 мая 2012 14:27
    Но что же тут дребезжащего? Терпимее надо быть! Никакой петиции о недостатках молодежи тут тоже нет. Есть зарисовки с натуры, в которых, к сожалению, в нынешнее время мало тепла между родителями и детьми. Что такое динамичные современные приоритеты и как они вплетаются в канву семейных ценностей? В чем заключается прогрессивность современных мам и пап? Я совершенно не хочу писать о конфликте поколений, он был и будет, надуманный и настоящий, решаемый и не имеющий решения... Главное в семье во все времена были любовь друг к другу, к большому и к маленькому, а уважение к старшим - это основа нашего бытия. Я написала несколько ничего не значащих для других строк просто в память о своем отце, который умер в одночасье в 47 лет, из которых 7 провел на фронте. Я помню его доброго, сильного, очень деликатного по отношению к ребенку. И те места, где мы с ним изучали мир, для меня святы до сих пор. Многому хорошему в себе я обязана именно ему. Давайте попробуем рассказать о своих родителях как об источнике доброго, умного, что есть в нас. Откуда-то все в нас такое значительное появилось!
  12. Офлайн
    Зоя 24 мая 2012 19:17
    Вот это дребезжание и категоричная оценка человека, знающего о жизни все: " Мне очень скучно на таких площадках, а бывает стыдно за молодых родителей. Как-то очень много вокруг претендующих, претензий. Исчезли, думаю, искренность и элементарная доброта между родителями и детьми, а так же уважение к маленькому человечку, к его миру фантазий, к его порывам к познанию, к его свободе. "

    Не хочу вступать в дискуссию, поскольку у меня совсем иное восприятие действительности. Скажу только, что большинство читательниц этого блога не подпадают под ваши оценки современных родителей. Да и в жизни перед глазами у меня другие примеры.
    --------------------
    https://shpargalka.net.ua/
  13. Офлайн
    Елена 24 мая 2012 23:25
    Дорогая Зоя, моё обращение к тебе! Ну какая здесь категоричность? Её нет совершенно. Здесь нет обобщения, здесь только личные наблюдения и воспоминания. И, между прочим, автор не одинока - две девочки согласились с ней касательно общения на детских площадках.

    Отдельно хотела бы сказать о том, что вспомнила сразу я, когда прочитала воспоминания. В своём многоэтажном доме я видела только одного (!) отца, который гулял с ребёнком, которому это было дорого, и это было видно. Сначала ребёнок был на руках, потом гуляли за ручку... Он не отбывал повинность, ему было хорошо с ребёнком. До сих пор отличаю этого мужчину от других. Я уверена, что и многие другие папы хорошие, только дети к ним не льнули, не видела я тепла. Я бы очень хотела обмануться.

    Почему сейчас много говорят о правах ребёнка? Это отлично - чётко рассуждать о правах! Ещё бы любить этого ребёнка тихо, негромко, преданно. Не потому ли говорят о правах, что многих детей обижают в семьях, слишком часто стали они не нужны? Детские дома переполнены и это в наш развитый век, когда права ребёнка превозносят! Столько много разговоров, а ЛЮБВИ МАЛО!

    Зоя, ты права, что конфликт отцов и детей вечный. Но и ценности вечны! Любовь, добро, уважение, память. Современные приоритеты - это какие? Неужели могут быть другие?
    Зоя, честно - ты выслушивала петиции о недостатках молодёжи? У меня такое чувство, что это у тебя наболевшее. Просто как крик души.


    Большое спасибо всем, кто откликнулся!

    Надеюсь, скоро я приобрету опыт общения на дворовых площадках. Буду гулять со своей внучкой и всё-всё узнаю
  14. Офлайн
    Зоя 25 мая 2012 00:14
    1. Категоричность есть. И меня в этом не переубедит никто. Есть люди, которые знают о жизни все и любят порассуждать о давно якобы утраченных семейных ценностях. А вот в их-то годы... И трава зеленее, и воздух чище, и люди добрее... Абсолютная ерунда. Не хочется повторяться, потому что свою позицию я уже озвучила выше. Но повторюсь еще раз, извините в этот раз грубее, стареть нужно тоже достойно и по-умному что ли. Кряхтеть о том, как было хорошо и как плохо стало - большого ума не надо. Намного тяжелее открыть глаза, посмотреть по сторонам и увидеть все то хорошее, что реально существует, а не заводить извечную шарманку.

    2. Почему это сегодня нет родительской любви и одни разговоры??? Сегодня как раз то время, когда родителей учат, как правильно воспитывать чадо, соблюдая при этом элементарные правила возрастной психологии и права ребенка. Ничего плохого в этом нет, и любовь от этого ни куда не пропадает. Неблагополучных семей, недолюбленных детей хватало во все времена. И это не бич нашего времени. Просто мы живем в эпоху массовых коммуникаций, когда приватная сфера жизни очень быстро становится общественной. То, что раньше осуждалось, считалось постыдным и скрывалось (чтобы не портить общую статистику) сегодня выносится в массы. Люди могут спокойно бороться с проблемами в своей личной и семейной жизни. Доброты и любви от этого меньше не становится.
    И про "переполненные" детские дома я бы не писала. Сиротство - это горе. Но сегодня, как никогда, да я повторюсь, как никогда! за всю совместную и независимую историю наших стран идет с ним борьба. Прежде, чем писать такое клише, хотя бы поинтересовались статистикой. Я по этой теме могу написать очень много и не пустых слов. Но это достойно отдельного поста, а не комментария.
    И любовь есть! И если вы ее не видите, то мне очень жаль.

    3. Это не крик души. Я пишу по факту.
    Когда я была совсем маленькой девочкой, то все кругом рассказывали, какая у нас плохая молодежь. Когда я выросла, поступила в университет и стала, сменив поколение, тоже молодежью, то нам постоянно повторяли, что страшнее и ужаснее нас - молодежи нет. Теперь сегодняшней молодежи рассказывают то же самое. Удивительно, не правда ли?
    В социологии и психологии этому явлению дано определенное название. И с этим явлением стоит все-таки бороться. Почему и зачем? Писать не буду, умные люди поймут.
    Только скажу одну простую истину: если ребенка все время называть дебилом, то рано или поздно он таким станет.
    --------------------
    https://shpargalka.net.ua/
  15. Офлайн
    Марина
    Марина 25 мая 2012 01:52
    Зоя, вы конечно, правы - нельзя обобщать и делать выводы обо всех по одному или двум людям, с которыми сталкиваешься в жизни. Но по тому КАК ВЫ разговариваете с человеком старше вас, можно сделать вывод о вас. Вы как-будто защищаете молодежь (которую никто и не оскорблял, речь шла о тенденции), а по сути - защищаете себя, пытаясь отгородиться от самой себя, пытаетесь убедить себя, что все то, что сегодня происходит - это нормально. Это - прогресс. И, тем самым, доказываете то, о чем было сказано, как зарисовка, наблюдение думающего человека, но что вас так возмутило. Речь идет о любви, которая нынче - в дефиците. Неуважение к старшим, это тоже результат отсутствия любви, правильного воспитания. Ведь что такое воспитание? Это забота о маленьком человеке, обучение его тому, как правильно жить. Это и есть те ценности, которые передаются по наследству из поколения в поколение. Уважение к старшим, одна из этих ценностей, которой у вас нет. Вы ее не получили. Такие ценности передаются только с любовью. А что такое любовь? Это внимание. Без внимания невозможно заметить, как малыш оступился и подвернул ногу (в данном случае, стал неправильно мыслить, а это страшнее инвалидности от перелома или вывиха ноги). Перелом ноги выправляется шиной. Неправильные взгляды на мир выправляются ударами жизни. Неуважение к старшим выливается в гору ошибок, которые до конца дней невозможно будет исправить. Тот, кто презирает старость и чужую мудрость, сам будет страдать, достигнув этого возраста. Обиды, полученные в детстве и юности, это были уроки, которые вы не выучили. Вы так и не поняли, что жизнь учит и плохим, и хорошим. Вас обидели, вы хотите ответить тем же. Это - ошибка. Это шаблон, который вы надеваете теперь на всех.
    Не книжки по психологии вам нужно читать, а Библию.
  16. Офлайн
    Елена 25 мая 2012 07:51
    Конечно, стареть желательно достойно, ты права, Зоя. У меня ни тени сомнения нет в искренности, честности, мудрости автора. Пожалуйста, будем деликатнее. Этот человек как раз достойный.

    Пожилые люди многих тяготят: не так сказали, не так сделали, не так отреагировали. Я тоже не идеальна была. Слава Богу, стала испытывать чувство сострадания к почтенному возрасту. Моя забота о старом человеке - это моё лицо, моя человечность, то, к чему я пришла своей жизнью. Моё отношение, в свою очередь, воспитывает моих детей. Интересно, какими будем мы? Лучше, совершеннее? Хорошо бы! Только всё повторится, и какими наши дети увидят нас в отношении к старшим, такими, скорее всего, будут и они.

    Статистикой борьбы с сиротством я не интересовалась, признаю. Да, я вижу по телевизору о том, что много работы ведётся. Только само существование этой проблемы опять же минус некоторым взрослым. Кто-то когда-то не любил маленького человечка, оставил его, кто-то не так воспитал этого взрослого и он так жил, что не любил малыша и выбросил его одинокого в мир. И вот опять всё вертится вокруг любви.

    Давайте будем милосердны друг к другу.
  17. Офлайн
    ms Legko 25 мая 2012 09:09
    Права Зоя: противостояние отцов и детей всегда было, и, скорее всего всегда будет.
    Категоричность? Не знаю, скорее крик души...
    В чем-то правы и другие авторы, что-то изменилось не в лучшую сторону. Хотя скорее всего. это только свое личное вИдение, свой ракурс...

    Да, на площадках скучно, знаю. Сидят восемь нянек на пятерых деток на скамеечках, и болтают. А несмышленыши в песочнице делят пространство, и никто не замечает этого, пока кто-нибудь из них не заорет. Хорошо, если после этого няньки не рассорятся, борясь за права своих детей.

    Но ведь в нашем детстве никаких нянек не было вообще. Мы сами находили себе занятие, и встречи, прогулки, а уж тем более доверительные беседы случались не часто*. Может быть именно поэтому они так четко запечатлелись в памяти.
    *Автору воспоминаний повезло в этом смысле больше других

    А еще, уважаемые оппоненты Зои, подумайте о том КОГО Вы видите на детских площадках? Как правило это одни и те же "кумушки мамашки", которым по каким-то причинам удобнее прогуливаться с ребенком именно так. Я с внуком часто уходила куда-нибудь подальше, потому как мне самой было тесно в песочнице. Мы ходили в парк, играли в слова по пути, баловались и просто беседовали.

    Но осуждать тех мамочек, что остались на площадке, некорректно. Мы ведь не знаем, какие заботы у них дома. Большая семья в одной квартире, где нет своего пространства. Или наоборот, муж, который работает днем и ночью на благо семьи, и полное одиночество мамы, привязанной к ребенку. Наконец, просто проблемы со здоровьем! И тогда получатся, что эта площадка - единственная мамкина отдушина!

    А потом давайте вспомним, что теперешние мамы - это дети перестройки, которые были предоставлены сами себе, тогда как их родители пахали, пахали и пахали днем и ночью, чтобы хотя бы прокормиться. Много ли они сами получили внимания?

    Я не пытаюсь примирить противников. Только может быть стоит не забывать, что в жизни нет чистых красок. Мир нельзя разделить на черное и белое. Попробуйте посмотреть на картинку со ВСЕХ сторон, кроме того, что Вы сможете что-то изменить в своем сознании, это просто удивительно ИНТЕРЕСНО! Да и Гармонии в Вашей душе прибавится!

    В чем я не согласна с Зоей (простите, Зоенька, ничего личного, только ИМХО!), так это с тем, что "с этим явлением стоит все-таки бороться"
    Не надо бороться ни с чем, мои дорогие!

    Смотрите, сколько у нас образовалось обществ, которые только и делают, что борются! За права бездомных, за права геев, за защиту животных и за права детей. Иногда эта борьба доходит до абсурда. Бедные животные калечат тех же детей; несчастные бомжи разносят заразу, не желая ничего изменить в своей жизни; обиженные обществом геи берут на воспитание детей, которых никто не спрашивает нужны ли им такие родители (возражение типа "лучше такие, чем никаких" - весьма спорно, по крайней мере, на сегодняшний день). Да и сами дети, обретя права, не часто вспоминают об обязанностях.

    Может быть такое происходит именно потому, что борьба по сути своей деструктивна, а не созидательна? Отстаивая свое мнение, свое право, в пылу праведной борьбы мы не можем услышать другого, принять, понять его точку зрения. Мы не слышим Вселенную, дорогие мои!

    Я не возмущаюсь, не пытаюсь поднять еще одну бурю эмоций, я просто рассуждаю.

    Любите жизнь, и она ответит вам взаимностью! А то, что мы разные, это ведь замечательно, не так ли?
  18. Офлайн
    Зоя 25 мая 2012 10:59
    Да, да, да... Давайте будем милосерднее друг другу. Не стоит лезть в психоанализ и пытаться по полочкам разложить портрет комментирующего, не зная о нем практически ничего, как в прочем и о самом психоанализе.

    Там кто-то посоветовал мне читать Библию? Моя вера в Бога и конкретные поступки, составляющие мою жизнь, не ограничиваются одним чтением. И если вы такая набожная, то как же быть с принципом: не суди?

    И по поводу возраста автора. Мне абсолютно все равно сколько ей лет: 35 или 75. Уважать человека нужно независимо от возраста, а не только стариков. Только не все седины заслуживают уважения (я не об авторе). Этот диалог для меня изначально происходит в профессиональной педагогической плоскости. И сама, будучи педагогом, в корне не согласна с позицией автора в некоторых моментах.
    --------------------
    https://shpargalka.net.ua/
  19. Офлайн
    Елена 25 мая 2012 21:01
    Неплохо бы послушать специалиста по психоанализу. Почему простой рассказ вызвал столько эмоций негативного плана? Искренно говорю - не понимаю. Это не клинический случай у меня? swoon
  20. Офлайн
    Зоя 25 мая 2012 21:18
    Негатива нет. Скорее здесь не просто разность во мнениях, а разность в мировосприятии. В таком случае дискутировать, как мне кажется, смысла просто нет.

    Посмотри Славоя Жижека "Киногид извращенца". Дает ответ на вопрос что такое психоанализ и вообще стоит ли его применять) Ведь еще сам Фрейд сказал, что иногда сигара означает всего лишь сигару)
    --------------------
    https://shpargalka.net.ua/
  21. Офлайн
    Павел
    Павел 27 мая 2012 09:51
    Не знаю как сейчас в деревне, а в городе даже своих соседей плохо знаешь - замкнутость большая... мне тоже очень приятно часто вспомнить какие-то эпизоды из детства... и даже неприятное вспоминается хорошо.
  22. Офлайн
    Ольга 27 мая 2012 11:30
    А мне понравилась эта трогательная история. Повезло человеку, что было у нее такое детство.. Да и современные детские площадки так похожие одна на другую, вызывают во мне разноречивые чувства. С другой стороны не могу согласиться,ч то молодежь наша плохая. Я как раз все время обратное утверждаю. Общаюсь очень много с ребятами потому что. Другое дело, что иной раз на самом деле настолько мамочка эта может быть вымотана, что ей уже сил не хватает двинуть себя дальше детской площадки, хоть есть и такие, которые не понимают, зачем это нужно. Но это опять не проблема современности. Такие были всегда. Про статистику так вообще молчу, потому что знаю, как собирают данные, сама в школе много лет уже и давно "посчастливилось" познакомиться со многими механизмами, о которых лучше бы и не знать. Так что не слишком уповайте на статистические данные. Так что получается, девочки и мальчики, что каждый из вас по своему прав и не прав... Да ведь в жизни так все и бывает. А вот грубость и категоричность ни в исполнении старших, ни в исполнении молодых не могу оправдать.
    Еще раз просмотрела, Леночка, весь рассказ, пытаясь понять откуда пошел негатив. Зацепилась сразу за слово "стыдно за...". И очаровательное детское воспоминание превращается в бурю критики и обид...
  23. Офлайн
    Елена 27 мая 2012 14:36
    Молодёжь разная, её никто здесь не назвал всю плохой. Получилась буря в стакане воды. Никто не станет отрицать, что есть такие родители, кто невнимателен к миру ребёнка, как никто не отрицает вечную проблему отцов и детей. Все это понимают!
    И предполагать несочувствие к вымотанной мамочке излишне. Не о них речь.
    Мне лично тоже бывает стыдно за заумных родителей, которые всё знают и понимают, но не хватает этого ума и души чувствовать мир своего ребёнка. А может, и просто жаль их. Не сразу мы становимся мудрыми. Зато кому-то это дано изначально.

    Оля, тебе вообще поклон за отношение к детям! Знаю, ты всегда участвуешь в их жизни, в их проблемах.
    Зоя, и тебе спасибо, что я ещё больше укрепилась в своём мнении.

Добавить комментарий

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent