Как нам выбраться из "Страны Оз"?

Недавняя борьба с ненормативной лексикой вызвала яростные сопротивления  некоторых киношников и писателей. Деятели культуры специально употребляли нецензурное в  своих заметках в фейсбуке:  получите  на ваш  запрет. Татьяна Толстая, Авдотья Смирнова - подписана на умных женщин - частенько не могут без крепкого словца высказаться, а бывает, и прекрасно обходятся  без них. Отнесла - пришлось удивиться -  к этой группе и недавно открытую  интересную  критикессу (любимое  слово для  женщин-критиков).  Но они этими словами не провоцируют, чуть всплеск  и мысль пошла дальше - и  за особенность текстов всё им прощу. В противоположность дамам, многие мужчины -  критики,  писатели, артисты - пишут заметки всегда пристойно. Не могу не отметить Ефима Шифрина - блестящего виртуоза слова,  мысли в слова он облекает столь неподражаемо,  что в каждой его заметке обязательно найдется комментатор,  восхищенный писательским даром артиста.

Не по хорошему всколыхнул меня недавно просмотренный фильм. На днях в  Ясную Поляну приезжал режиссер Василий Сигарев.  Вместе с актрисой Яной Трояновой он представлял  свой фильм "Страна Оз". Было предупреждение о ненормативной лексике в фильме.  К небольшому ее  количеству обычно бываешь готов – окружающая жизнь  предоставляет массу  примеров, но тут мата присутствовало  избыточно -  просто через край!  Сигарева спросили потом:  разве проиграл бы фильм, если  столько выражений не было бы?  Оказывается,  сценарий, и следовательно, данные слова, были в тексте другого  автора, и он, режиссер,  отнесся "бережно" к  чужому тексту и  своего только немного прибавил. 


 


Фильм показывает непривлекательную нашу действительность. Девушка из посёлка Малые Ляли  приехала в большой город Екатеринбург. Ее путь на работу в продуктовый ларек оказался полон встреч с наркоманами, алкоголиками, любителями приключений в отсутствии жены,  наглухо отмороженными сыночками доброй и терпеливой  мамаши. Одного дня девушке становится достаточно, чтобы захотеть вернуться в тишину родного посёлка. Конечно, все эти персонажи встречаются нам, конечно, они нам знакомы, но когда этого добра  чересчур, когда в диалогах избыток словесной шелухи, так не хочется  думать, что и тебя ненароком опускают  ниже плинтуса.   

Обычно я с пониманием отношусь к работам молодых режиссеров,  тех из них, кто показывает нам , как плохо мы живем и какие мы дикие.  Я сочувствовала  Звягинцеву, когда были нападки на его "Левиафана", сочувствовала Борису Хлебникову – в Ясной мы смотрели   "Свободное плавание",  фильм с тягуче-спокойным настроением, тоже о повседневной жизни в тьмутаракани - понравился, кстати. Переживала события фильма "Дурак" Юрия Быкова. Думаю,  режиссеры таким образом болеют за  наше незавидное существование.  Повести за собой к лучшему не могут, но и остаться в стороне - тоже, и я это уважаю. 

Несколько лет назад мне чрезвычайно сильно нравился фильм Кирилла Серебренникова "Юрьев день".  Несчастье открывало в женщине ее истинную суть;  грязный быт, пришедший на смену богатой жизни,  не смог сломить ее;  более того, душа ее, певицы в прошлом,  приходила к новой красоте пения, и это возвышало.  Какое-то время не слушала нападки на Серебренникова, он  был для меня выше всех подозрений.   Но когда прочитала о его новом  спектакле  в Гоголь-центре, где артисты выходили на сцену без одежды, и это было  везде обсуждаемом модным писком,  омерзение пришло такой силы, что  подписку на режиссера в фейсбуке удалила. Кому не нравится символика в виде голых тел,  тот обладатель лжеморали – встретился в сети такой отзыв о спектакле.   Ну вот, получается, моя мораль со приставкой лже-. 
  
Идет такая  тенденция в кино и литературе:  отображать жизнь с некрасивыми и недостойными ее моментами, зато именуемыми словом "правда". Нас  не  поднимают, не воспитывают, а только лишь  "бросают густую тень на нашего обывателя" - всего-то...   Не избежала особенности и "Маленькая жизнь"  Янагихары. Если говорить в общем, то в книге -  отображение   детских травм в последующей жизни, и с этой темой, безусловно,  стоит считаться.  А если брать частные случаи, то не люблю набравшую  обороты тему гомосексуальности, и особенно, требование толерантно относиться ко всяким выходкам представителей этого явления. 

Встретила у любимой критикессы выражение "возлюбленная свобода".  Раньше сколько претензий было к цензуре, скольким художникам она не давала ходу, возможности выразить себя!  Свободу дали и начали  желающие отрываться  без удержу! И что? Не проходит  ощущение, что показ дерьма смакуют, показывают неприглядную подноготную всего хорошего, а самого хорошего надо днем с огнем искать. Лично я давно за цензуру. Не жёсткую, естественно, но всё же цензуру. Свобода тоже имеет обратную сторону.  

А где же душе взлететь, а где же ей увидеть иное, чем окружающая грязь? Агрессии и так много в обществе, давайте множить ее? Правду надо эстетизировать, укрывать гуманистическими драпировками , смягчать прекрасными лицами, - пишет совсем на другую тему, но совершенно подходяще  к этой,  петербургский критик  Татьяна Москвина.

Не так давно была прочитана книга Елены Радецкой "Нет имени тебе". Редкие нецензурные выражения абсолютно не закрыли суть романа: великую силу любви, любви сквозь время. Можно же писать так! Изображать  в кино так!  Неужели лучше показать какое ты животное?  Правдоподобие не всегда уместно.  Герои, - матершинники и отморозки, - зачем, для чего  в таком изобилии они нам нужны?  Уважаемые молодые режиссеры, сделайте  для нас доброе  кино! 

 

Комментариев 24

  1. Офлайн
    Лена Бурова 6 февраля 2017 14:47
    Лена, горячо тебя поддерживаю! Как все это коробит и отвращает! И в обыденной жизни количество мата сильно возросло, и в "художественных произведениях", и в интернете. Тоже голосую за цензуру в отношении мата.
    --------------------
    https://putevye-istorii.ru/
  2. Офлайн
    Елена 6 февраля 2017 15:33
    Не первый раз встречаются в книгах такие слова, но, Лена, я до сих пор ёжусь: как? и это напечатали? Не могу никак привыкнуть. Наверное, бывают случаи, когда кроме хлесткого слова, кроме мата ничего не скажешь, но когда он множится в самой обыденной речи - я не знаю что делать.
  3. Офлайн
    Татьяна Желтенкова
    Татьяна Желтенкова 10 февраля 2017 20:26
    Без него и жизнь не жизнь!
    Нет, я, конечно, не за мат в кино! И в книгах, в тех произведениях классиков, что изучали в школе, как-то мы и вообще не замечали его, обходились тогда писатели без этих слов.
    Сейчас просто все хотят идти в ногу со временем, и никто не хочет писать о вечных ценностях, показывать доброту, внимание и заботу - поэтому у нас и молодежь такая жестокая. Нет, нет, не вся молодежь у нас плохая, есть и хорошая ее часть.
    Я работаю в школе и мат мне очень бросается в глаза при разговоре с детьми и их родителями, которые без него и речь свою внятно не могут связать.
    Наверное, когда подобный фильм смотришь, один негатив идет ото всего и жизнь вокруг кажется беспросветной, вот отсюда и появляются у нашей молодежи мысли о самоубийстве, ведь как не говори, а психика у них слабая, тут не каждый взрослый, посмотрев такой фильм, будет в адеквате. Я просто по себе знаю: посмотришь что-нибудь документальное, и все кошмары снятся. Я раньше не могла наши фильмы смотреть - те, где плохие милиционеры, где коррупция, - всегда переключала на боевики американские, и себя уговаривала: это у них там, на западе, всех убивают, а мы жили и живем в хорошей стране.

  4. Офлайн
    Елена 10 февраля 2017 22:32
    Таня, спасибо, что откликнулась!
    Действительно, сейчас непросто найти на экране идеал или героя для подражания: уж очень много негатива и, главное, выход не всегда есть. А хороший пример и для молодежи важен, да и мы непротив увидеть кого-либо идеального. И подумаешь: вот в наших семьях были ценности, и жили спокойно, а сейчас жизнь такая суетливая, особенно в городах, такая нестабильная, вот многие и пускаются во все тяжкие. Культурное поведение - как нечто обременительное, не до него... Суета, суета...
    Таня, будем мы собою стабильность представлять)))
    Я не поняла про фильмы. Почему тебя привлекали американские, ведь там тоже были "плохие парни"?
  5. Офлайн
    Татьяна Желтенкова
    Татьяна Желтенкова 10 февраля 2017 23:01
    Постараюсь объяснить.
    Мы жили в стране, где все хорошо, и милиция нас берегла, а когда началась перестройка, пошли фильмы - я сейчас не помню их названий - но суть в том, что у нас был гулаг, что у нас милиция ловила и сажала по заказу, а в тюрьмах убивали непослушных. Я сейчас понимаю, что так и было, но тогда я не могла это воспринимать (это примерно 90-годы были), и в это время вышли боевики типа "Рэмбо", вот я и переключала, и смотреть хотелось лучше американские фильмы, а не свои. Не могла я наши смотреть и все тут. Это, наверное, как сейчас фильмы с матом, ну чем они, сценаристы и режиссеры, нас могут удивить? Нам показали уже всё: и боевики, и эротику. Вот теперь "культурный" мат.
  6. Офлайн
    dear_madam_p 14 февраля 2017 23:25
    А я смотрела этот фильм, но так... мельком. Знала, что приедет режиссер с Трояновой, но не пошла. Для меня это тоже необъяснимо и через край!
  7. Офлайн
    Елена 14 февраля 2017 23:40
    Мысль режиссера понятна, я иногда вспоминаю этот фильм и бывает не по себе: о чем мы говорим? что мы смотрим? Убежать хочется и ничего не слышать.
  8. Офлайн
    rithelp 18 февраля 2017 23:27
    Это все извращенное понятие свободы слова. Если дана свобода слова, это не значит, что из уст должны литься помои. Мы только сегодня с мужем обсуждали этот вопрос и сошлись во мнении,что за неконтролируемое употребление матерных слов на человека неплохо бы подать в суд, т.к. он ущемляет мои права на получение информации на родном неискаженном языке.
    --------------------
    https://rithelp.ru/
  9. Офлайн
    Алексей
    Алексей 19 февраля 2017 13:32
    Обзор веяний в литературе современных писателей, режиссёров убедителен тем, что "правда" их настолько примитивна, что невозможно отделаться от душевного дискомфорта.
  10. Офлайн
    Елена 19 февраля 2017 14:21
    rithelp,
    ...ущемляет мои права на получение информации на родном неискаженном языке.

    Хорошая мысль! Запомнился мне один случай - читала о нем - как пожилая женщина, услышав нецензурную речь на улице, высказала говорившим, что не желает она это слышать в своем родном городе, хочет жить в чистоте. И ее услышали и послушались! А вот я такое замечание могу сказать только в общественном месте, на улице же крайне редко. Когда мат бывает агрессивен, "неконтролируем", то это страшно.



    Алексей,
    ...невозможно отделаться от душевного дискомфорта

    Кратко, очень ёмко и совершенно верно!
  11. Офлайн
    spring625 26 февраля 2017 18:07
    Знаешь, я бы назвала это не цензурой, а мерой - во всем хороша мера. А когда ее нет, когда все чересчур, то от этого и правда начинает немного подташнивать. Я вообще нисколько не ханжа, и меня не коробит употребление нецензурных слов, когда это к месту и призвано сделать особый акцент на чем-то, но в последнее время тоже заметила, что матершина стала появляться и там, где без нее раньше спокойно обходились. Зачем? Какую свободу мы таким образом отстаиваем? Так что да, я тоже против смакования какашек, и не понимаю, зачем артистам выходить на сцену без одежды, что так можно сказать, чего нельзя сказать в одежде? И "Маленькая жизнь" мне тоже вспомнилась в связи с этим твоим постом, Лена, я же тоже читаю ее сейчас, уже почти закончила ))) Напишу скоро о ней у себя.
    --------------------
    https://e-hutornaya.ru/
  12. Офлайн
    Елена 26 февраля 2017 20:12
    Согласна на меру!
    Не знаю, прочтешь ли ты, но напишу ещё свои мысли.
    В последнее время заботил такой вопрос: кто должен и должен ли следить за "внутренней мерой" художника. Когда К. Райкин выступил на театральном съезде и во всеуслышание обвинил власти во вмешательстве во внутренние настроения театра, то, не зная, конечно, всей подоплеки, тем не менее сторону артиста и режиссера не приняла. И у него было нечто скандальное в постановке, и театр не последнее место занимает. Что для него не так? Не могу представить, что его так уж зажимают некие цензоры. И он сказал, что во всяком художнике внутри есть чувство меры и этого, мол, достаточно. Понимая обиду талантливого человека, в то же время подумала: но ведь сколько неприличия допускает эта "внутренняя мера"! То там скандал, то там. Кто-то должен или не должен делать замечания со стороны? Удивилась сама себе, что не поддержала Райкина, до этого он мне очень нравился.

    Лена, с нетерпением жду твоего рассказа о "Маленькой жизни" и переживаю: очень хочется, чтобы книга тебе понравилась.

  13. Офлайн
    Viktoria 3 марта 2017 06:31
    Елена, я вообще не буду смотреть фильм если в нем пошлость и нецензурная лексика. На мой взгляд этого нам всем хватает в жизни, и если я села около телевизора или пошла в кинотеатр, то только для отдыха и положительных эмоций. Хотя бывают конечно исключения, есть шедевры кинематографии о мафии например, где некоторые излишества воспринимаются с полным пониманием.
    --------------------
    https://www.millionairekids.ru/
  14. Офлайн
    Елена 3 марта 2017 13:50
    Виктория, большое спасибо, что поделились своим мнением!
    Конечно же, я согласна с вами: очень хотелось бы находиться в мире, где изъясняются без грубости, чтобы, просматривая фильм, мы чувствовали уважение к себе. Лично я допустила бы редкое(!) нецензурное слово в книге (были такие, закрывала глаза), только бы не слышать в фильме. Актеры будто рядом с тобой и говорят лично при тебе то, за что мне становится неловко.
    Есть фильмы серьёзные, где и попереживаешь, и заплачешь - не всегда отдохнешь - но и там хотелось бы высоких настроений, а не того, чтобы тебя носом в какашки взяли и ткнули.
    Или время такое, что чуть-чуть нецензурного, но мы стали допускать? Не знаю...
  15. Офлайн
    spring625 5 марта 2017 13:02
    Ну вот, прочитала твои слова, жалею теперь, что книга мне не понравилась... И знаешь, я обычно избегаю писать негативные рецензии, а тут поняла, что мнение есть мнение, из песни слов не выкинешь, ну не могу я согласиться с этой книгой и почему просто не написать как есть.
    Да еще знаешь, фильм посмотрела, французский, "Новая подружка", да еще сразу после книги, и вот он до кучи уже, хотелось воскликнуть: "Ну куда же катится мир?" Чем мы окружаем себя? Зачем? Понятно, что нужно принимать разные формы жизни, но в последнее время этого так много становится, и мы столько об этом говорим, как будто это и правда случается на каждом углу, мужчины с мужчинами, мужчины превращаются в женщин... Хотя понятно, что просто особенности нашего времени такие, и никуда тоже не денешься. И именно поэтому просто поменьше надо акцентировать на этом внимание, есть и есть, люди всякие нужны, просто не нужно из каждой такой истории устраивать шумиху, и не надо каждый успех строить на такой истории.
    --------------------
    https://e-hutornaya.ru/
  16. Офлайн
    Елена 5 марта 2017 15:54
    Нет, нет, не жалей, у меня самой всякие разные мысли, и я тебя понимаю, и мнение принимаю.
    Прочитала о "Новой подружке" и - да, тему нетрадиционной ориентации мусолят везде где только можно, и что особенно раздражает, - когда много кричат о свободе самовыражения, когда идут всякие парады. Я бы тоже сказала твоими словами: поменьше акцентирования, потому что когда навязывают тему, начинается обратное. Если природа делает такие отклонения, пусть они не будут на первом плане.
    Не могу не упомянуть о фильме "Жизнь Адель". Это к тому, что в кино и в литературе данную тему всячески развивают. Фильм очень! хвалила Дуня Смирнова, когда приезжала в Ясную Поляну: "Я рыдала на фильме «Жизнь Адель», это сложное кино про лесбийскую любовь между двумя девушками из двух разных социальных слоёв. Это шедевр!" Посмотрела я фильм. И почувствовать героиню можно, и ее переживания натуральны, и сочувствуешь ей, но столько неловкости испытываешь от особенных сцен, и для чего снимают так подробно - не понимаю. Но "шедевр"! В общем, да, тема всячески поддерживается, развивается и распространяется. Будешь против - станешь несовременным. recourse
  17. Офлайн
    spring625 6 марта 2017 18:34
    Мы не можем быть несовременными, потому что мы живем в наше время ))) И меня, честно говоря, нисколько не волнует это соответствие современным стандартам, когда они начинают смахивать на маразм, когда уводят нас от нашей естественности, когда всю нашу жизнь неестественно перекашивает от этого... И про фильм Жизнь Адель я тоже много слышала, мол, такой необычный, неоднозначный, но я, признаться, не стала его смотреть. Начала, но не смогла и заставлять себя не стала. Зачем? Чтобы присоединиться к общему хору "ценителей"? Все это наносное, ну, кому-то нравится раздувать из этого что-то, и пусть, это их дело, их выбор, чем наполнять жизнь, из-за чего казаться себе особенными.
    Так что и пусть себе эта тема раздувается, а у нас есть право не участвовать и не поддерживать ее. И нет, не думаю, что мы от этого становимся несовременными, можно сказать, что мы придерживаемся классической позиции, которая всегда будет актуальна )))
    --------------------
    https://e-hutornaya.ru/
  18. Офлайн
    Елена 7 марта 2017 00:48
    Лена, как ты права, просто добавить нечего. Не будем следовать за модными течениями, за выбранные другими странные "ценности", которые никогда не подменят порядочность и естество. В твоих словах звучит гордость несоответствия толпе. Горжусь твоими достойными взглядами!
  19. Офлайн
    ms Legko 16 марта 2017 10:06
    Свобода тоже имеет обратную сторону.

    Абсолютно верно! И с Другой Еленой согласна:

    у нас есть право не участвовать и не поддерживать ее

    А те, кто обвиняет нас в несовременности...

    Дикость и вседозволенность появились раньше, чем этика и умение уважать мнение другого. Так что это: открытие нового или деградация?

    Каждый сам решает...
  20. Офлайн
    Елена 16 марта 2017 22:02
    Легко оправдать свою беспардонность, неэтичность словами "я же правду говорю!" - была у меня такая знакомая. Считаться с другими - зачем? Собственная вседозволенность превыше всего. Да, каждый выбирает сам. Спасибо, Лена, что добавила своё мнение!
  21. Офлайн
    Ms.Labina 16 марта 2017 22:34
    Интересно, если в " Стране ОЗ " не было бы мата, он проиграл по всем позициям? Чем нецензурщина его украсила, какой привнесла акцент? Мат у нас - явление распространенное, совсем не удивительное, " мы на нем разговариваем ", особенно молодежь . Всё, приплыли к новой норме в русском языке?
    Голые, гомосексуалисты, лесбиянки и прочие "герои нашего времени" затмили, стали звездами, идеалами, о них говорят, их слушают раскрыв рот, боясь показаться несовременными, скучными, примитивными. Так чем же фильм все-таки хорош? И в чём заслуга в этом мата?
    В принципе не о фильме речь уже, а о явлении в культуре нашей. Как-то плохо мат и культура совпадают в моем понимании. Мне, честно говоря, не по себе от этих тенденций, будто все мы погрязли в нищете, мраке, голоде, холоде... Как же удавалось мастерам прошлого без мата высмеивать "язвы" общества, да так что власть гневалась, наказывала, мысль общественная бурлила. Интеллигенция что ли совсем прогнила? Один эпатаж, словно ни любви, ни музыки, ничего душевно прекрасного вокруг не осталось.
  22. Офлайн
    ms Legko 18 марта 2017 13:57
    Услышала недавно фразу: когда начинается цивилизация, умирает культура. Так автор ТВ передачи интерпретировал слова Шпенглера. И добавил: А когда приходят технологии, умирает цивилизация.

    Не уютно жить в мире технологий, чес-слово!
  23. Офлайн
    Ольга 16 июня 2017 23:27
    Лена, зацепила темой. Я всегда говорю, что то, что несут в массы наши средства массовой информации должно быть образцом для подражания, а у нас все наоборот получается. Я среди молодежи вращаюсь и мне эта проблема близка очень. На каких примерах мы хотим вырастить патриотов, хороших и добрых... Люди неумеющие выражаться с помощью родного языка без нецензурщины не могут быть мастерами слова и нельзя равняться на таких. В своей компании или в определенных обстоятельствах - вполне вероятно, но не тогда, когда ты несешь культуру. Вышел на публику веди себя соответственно. А если бы я на уроке в соответствии с нынешней модой их "современные" взгляды применяла? Я за разумную цензуру. Мы подаем пример, какое право потом имеем пенять на молодежь, что они бескультурные.
    Лена, наступила на мозольку... Я на эту тему могу ой как много сказать.
  24. Офлайн
    Гость Кристина
    Гость Кристина 29 октября 2017 10:47
    Я тоже не приемлю мата в искусстве. Совсем его не исключаю, нельзя идеализировать развращенное общество. Он не то, чтобы часть субкультуры, но он есть и будет. Но специально акцентировать на нем внимание нельзя. И антагонизма таких режиссеров совершенно не понимаю. Согласна с Леной, искусство должно прививать чувство к прекрасному, а не воспевать похабщину.

Добавить комментарий

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent